NotLikeOthers

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NotLikeOthers » Стили » История Рок-музыки.


История Рок-музыки.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

История Рок-музыки
Введение
Pок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло взрослое сегодняшнее поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.

Безусловно, развитие рока тесно связано с техническим, экономическим, политическим и социальным развитием. Не по воле случая законодателями рока стали наиболее развитые страны. Именно техническое развитие дает толчки развития рока, аппаратура постоянно изменяется и усложняется, гитара 40-х годов похожа на сегодняшнюю гитарулишь, пожалуй, только формой, а звучание вообще изменилось в корне (каких только эффектов не подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно изменяя ее звук; ко всему еще появилась музыка, полностью исполняющаяся электронной аппаратурой). Развитие техники привело и к тому, что сейчас почти в каждой семье есть радиоприемник и магнитофон, что увеличивает влияние музыки на общество. Экономическое развитие поднимает уровень развития граждан, а, следовательно, поднимает их образованность и у них появляется больше свободного времени, которое можно посвятить музыке, также это улучшает и условия труда и обеспечение работой музыкантов.

Яркий пример тому - бразильская группа Sepultura будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка была малоинтересна, но как только они переехали в США, они сразу же приобрели статус супергруппы. Рок - плодотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест молодежи и появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем слияния других стилей - закон отражения, лежащий в основе развития сознания. В противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей.

Корни рока можно искать в далекой древности: и в народной музыке, и в джазе, и в блюзе, но поистине рок стал тем самым, что мы понимаем сейчас, лишь в 50-х годах.

Рок 50-х
Pок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объединило черных и белых подростков, одним мощным залпом смело расовые и социальные предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри - каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали отказ повиноваться традиционно расистскому: "Поди-ка сюда, бой". Этот отказ, безусловно, принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз, который крутили на местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной, их заговором против родителей, не признававших цветных.

Рок-н-ролл оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку и специально по нему скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и мечты, сугубо подростковое отношение к действительности. Эту тягу подростков к "другой" музыке первыми заметили владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные к риску, нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым кантри-энд-вестерном (и наоборот), то эти направления стали сближаться. Новое поколение охотно приняло это сближение. "Растление вкусов", "музыкальный ширпотреб", "потакание самым низменным инстинктам", - сетовали музыкальные критики (и в чем-то, безусловно, были правы, поскольку, помимо истинных звезд, тогдашней волной было вынесено на поверхность и много мусора). В начале того десятилетия черная и белая музыка были разделены так же, как белая и черная общины. Но шло время, ирадио, по которому - тоже на разных волнах - передавали эту музыку, позволяло черным слушать белую музыку и наоборот. Радиоволны приносили совершенно новую стилистику, и бескорыстные пионеры этой стилистики начали понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл.

Рок 60-х
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его был укрощен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера ( последний не раз заявлял о своей ненависти к рок-н-роллу); музыкальные обозреватели начали успокаиваться: похоже в музыку возвращались закон и порядок. И все же через несколько лет рок ожил, а к концу десятилетия превратился в мощную политическую и культурную силу. К началу 60-х к совершеннолетию приблизилось очередное поколение. Родители этих детей активно боролись за мир, спокойствие и изобилие, надеясь, что потомки не только оценят их старания, но ираздвинут горизонты этого нового мира. Родители, однако, вошли в него с грузом невыплаченных долгов - они принесли с собой страх перед атомной войной и грех расовой ненависти, а идеалы равенства и справедливости просто растоптали в погоне за стабильностью и успехом. Неудивительно, что дети подвергли сомнению моральные и политические устои послевоенного мира; эти новые настроения нашли отражение в их музыкальных пристрастиях.

Загнанный было в подполье, снова бурно расцвел фолк и тут же включился в антивоенное движение и в социальную борьбу. Очень скоро фолк обрел и новую свою надежду - в худеньком, слегка гнусавом пареньке по имени Боб Дилан. Именно его голос впервые выразил сомнения и надежды поднимающего голову беспокойного поколения. Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе ядерного уничтожения сразу же превратились в гимны, а песня "Времена - они меняются" прозвучала первым предупреждение о растущей общественной напряженности. Однако при всей приверженности самым светлым идеалам фолк оставался все-таки музыкой прошлого, средством общения политизированной интеллигенции, с нескрываемой иронией взиравшей на детское развлечение - рок-н-ролл. Новое поколение не имело еще своего собственного, уникального голоса.

Возрождение рок-н-ролла началось, к удивлению многих, в городе, далеком от США и достаточно захолустном - Ливерпуле. Когда Брайн Эпстайн, управляющий местным музыкальным магазином, зашел однажды в подвальчик под названием "Каверна", он услышал в музыке игравшего там ансамбля не только отзвуки здешнего увлечения заводным жизненным ритмом Америки. В "Битлз" бурлила лихая отвага британца-аутсайдера, жаждующего ухватить таки все то, чего он до сих пор был лишен. Подчистив раннюю битловскую неряшливость, Эпстайн-менеджер оставил в питомцах этот боевой дух. 9 февраля 1964 года "Битлз" предстали перед 70 миллионами американских телезрителей. Это было историческое событие. Оно навело мосты между странами и стилями, оно же создало новые границы - между эпохами и поколениями. Боб Дилан все острее чувствовал ограниченность своей аудитории, узость стилистических рамок жанра. И Боб Дилан предложил своей старой пастве короткую программу совершенно новой, "электрической" музыки. Услышав гитарные завывания, фолк-пуристы взвыли в ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась живительной струей в рок. "Битлз" и Дилан сотрясли все основание молодежной культуры, изменили звучание рока и направление его развития, открыли принципы, которые являются основополагающими и сегодня. Дилан политизировал "Битлз": именно он заставил их увидеть в популярности повод для уточнения гражданских позиций, а также идеальную возможность обнародовать собственное мнение о событиях, которые волнуют всех.

Связка "Битлз" - Дилан стала движущей силой рока 60-х. И все-таки даже она не исчерпывала собой весь размах молодежного движения. Навстречу им из Мемфиса выплеснулся поток резкого, "грязного" соула. Десятилетие двигалось к своей кульминации, нарастал накал расовых столкновений, и музыка соул - вместе с такими гигантами джаза, как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус или Эрик Дольфи, - вышла в авангард этой борьбы; гордая мощь негритяесного самосознания воплотилась в ней в полной мере. Черная поп-музыка сделала такие заявления о расовом освобождении, о которых еще лет десять назад страшно было и подумать. Но, может быть, главной победой того времени стало слияние двух культур: белой и черной. Это был яркий, праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого, казалось, ничего не осталось невозможного. В новой музыке воплотилась мечта о единении и равенстве, гармонии и терпимости.

Во второй половине десятилетия на рок обрушились беды: "Битлз" объявили об окончательном прекращении концертной деятельности, в 1966 году Боб Дилан попал в автокатастрофу и на целый год был выключен из творческого процесса, в 1967 году за хранение наркотиков были арестованы Мик Джаггер, Кейт Ричардс, Брайн Джонс - члены группы "Роллинг Стоунз". Но зато в сан-францисском районе Хейт-Эшбери начало оживать нечто утопическое: здесь, на фундаменте религиозной эклектики, вырастала своеобразная рок-коммуна. Расцветавшую идею Всемирной Любви провозгласили опять-таки "Битлз", после почти годового молчания выпустившие "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера". Психоделическую и авангардную эстетику, которой был проникнут альбом, изобрели, разумеется, не они - они лишь выделили в чистом виде квинтэссенцию всего, к чему стремились другие, а в результате - вновь безошибочно выразили овладевшее молодым миром стремление к независимости, к собственным ценностям и идеалам. "Сержант Пеппер" определил суть новой музыкальной эры, он доказал, что рок стал искусством, а искусство, в свою очередь, - основной формой общения масс; он, наконец, внедрил в бесконечно бунтующий, беспокойный рок мечту о любви и духовном единстве. Но рок не в силах был удержаться на этой высшей своей точке. К моменту, когда идеи "Битлз" выплеснулись на улицы, Хейт-Эшбери уже превратился в гигантский притон, в котором правили бродяги, воры и лжепророки да кокаин с героином. В обществе назревало противодействие рок-культуре. Наступило время газетной паники и возрастной дискриминации.

В январе 1968 года Дилан выпустил "Джон Уэсли Хардинг" - альбом, вроде бы все еще исследующий здоровье нации, распадающейся изнутри, но уже совершенно лишенный красок и вызывающе-дерзкий в своей акустической простоте. Этот альбом привел к полному пересмотру рок-н-ролльных ценностей. Вновь вспыхнул интерес к блюзовым гитаристам, в хит-парадах зазвучали госпелз, получили признание группы акустического звучания, как-то по-новому стали относиться даже к исполнителям кантри-энд-вестерна.

Рок 70-х
Рок-н-ролл, а позднее так называемый "авангард" соответствовали по времени бунтам, потрясающим основы общества. Ален Дистер, автор книги "Английский рок": "Рок, вторгшийся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по его поверхностным, внешним проявлениям, по одежде, и охотно не замечают, что скрыто за этим раскрашенным фасадом: поставлены под сомнение традиционные ценности, такие как армия, политика, религия, и возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми ... Рок- это общение. Он - звуковой фон целого поколения, отождествляющего себя с ним". В начале 70-х наблюдается кризис рок-сцены. Рок превратился в лавку в лавку экзотических товаров с витриной во всю стену. Рок становится все более коммерческой музыкой, происходит полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для бунта.

Новое поколение, пришедшее на смену поколению 60-х, требовало своего, собственного самовыражения, отрицающего современного положения вещей. К середине 70-х назрела необходимость в появлении чего-то нового - бунтующего и протестующего. Этим чем-то стал панк. Первые панк-рокеры с криками "эту музыку может играть каждый !" повыскакивали в Англии в 1975 году. Начинали они не на пустом месте: основы жанра были разработаны американцами, стиль жизни - группой "Нью-Йорк доллз", манеры игры - группой "Рамонес", общий настрой - Игги Попом, а поведение на сцене - Лу Ридом ( тот всю первую половину 70-х занимался тем, что орал на публику, оскорблял ее и поминутно уходил со сцены. Панк-рок мужал, но вылезти из подвалов и маленьких клубов ему не удавалось - вождя недоставало. Историческое событие произошло 10 октября 1976 года: Терри Слейтер из фирмы EMI зашел в лондонский бар "Клуб 100". В баре выступала группа "Секс пистолз", Терри Слейтер представил, как она может выглядеть перед большой аудиторией, и предложил контракт. К тому времени группа существовала уже год, и начало ее карьеры было многообещающим: во время выступления в лондонском колледже Св. Мартина директор благородного учебного заведения попросту вырубил электричество. К моменту заключения контракта "Секс пистолз" были широко известны в узких кругах. Уже через 2 месяца представители EMI заявили, что контракт был ужасной ошибкой: "Секс пистолз" в первом же, моментально ставшим классикой жанра, сингле "Анархия в соединенном Королевстве" ухитрились оскорбить религиозные чувства граждан. Позже в телешоу "Тудэй" вокалист Джонни Роттен выдал съязвившему на его счет ведущему такой набор ругательств, что, как писала газета "Дэйли миррор", в доме одного из зрителей взорвался телевизор. Контракт был расторгнут.

Следующей компанией, согласившейся работать с "Секс пистолз", была A-and-M. Музыканты записали второй сингл "Боже, храни королеву", и на восьмой день сотрудничества коммерческий директор кампании смог выдавить из себя только два слова: "Я передумал". Сингл удалось пристроить только к маю 77-го, и он сразу же стал хитом ?1. Молодняк стонал от восторга - панк-рок стал модой. Скандалы, связанные с панками, можно было найти в любой газете. То группа граждан избила на улице Кида Рида из группы "Бойз", то басист "Секс пистолз" Сид Вишез разбил гитарой голову музыкальному критику, то через несколько дней на улице избили уже вокалиста группы Джонни Роттена. В Англии, похоже, не осталось ни одной команды, не устоявшей перед соблазнами панк-рока - все, от чисто коммерческих, до безусловно талантливых прилепили перед названием приставку "панк". О панках снимали фильмы, о них писали книги, они становились темой диссертаций. Критики соревновались в остроумии, и, надо сказать панки давали им для этого повод. Однако вдетая в нос английская булавка стала символом десятилетия.

Прежде всего, привлекало то, что панк был диким, злобным, но все же свежим ветром. Казалось, все уже перепробовано, впереди у музыки только повторение пройденного, и панки восхищали как последний буйный, скандальный, но честный праздник уходящего рок-н-ролла.

По сути, весь панк оказался стилем одной группы. "Секс пистолз" принесли ему популярность, они же исчерпали все его возможности. Вторая великая панк-группа "Клэш" - относится к данному стилю лишь по внешнему виду. Джо Страммер, лидер "Клэш", родился в семье дипломата, посещал частную школу и Королевский музыкальный колледж, так что гены взяли свое: песни "Клэш" очень хорошо аранжированы, в записях участвуют студийные музыканты, совершенно отсутствует прославившая "Секс пистолз" издевка, и, наконец, "Клэш" обожают лезть в политику. Третий "кит" панка - группа "Сиуз энд зэ Баншиз" - к панкам имеет еще меньше отношения, чем "Клэш". С самого начала она была своеобразным филиалом "Секс пистолз" по разработке наименее буйных проектов, но прославилась тем, что первой стала использовать то таинственное и мрачное - до зловещего - звучание, которое принесло славу очень многим - от "Кьюэ" до "Депеш Мод". Для многих же панк был вообще просто стилем жизни, а не музыкальным направлением. С распадом "Секс пистолз" развалился и панк - каждый кроил из него что-то свое. Одни, как "Хоули Мозес", довели его резкость до предела - и получился трэш. Другие, наоборот, резкость убрали, как "Ю-2", и вышел пост-панк, третьи просто постриглись по-модному и вставили в нос булавку - родилась "новая волна".

Конечно, 70-е примечательны не только панком, тем более, что рок начал так разветвляться в своем развитии, что уследить все его этапы довольно проблемно. Одним из достижений 70-х является появление хард-рока. Как самостоятельное направление хард-рок выделился в конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам. Хард-рок, так же как и в свое время, рок-н-ролл, был резок и агрессивен, но в отличие от панка он предполагает хорошее владение инструментами, и в нем агрессивность присутствует не как тупая озлобленность на все и вся, а как выражения отвращения к темным сторонам человека.

Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он лишь вобрал в себя самые яркие и выразительные черты других направлений, в хард-роке можно увидеть и классическую музыку,и черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать христианство и сатанизм. Хард-рок стал первым музыкальным направлением, использующим тяжелое звучание, которое достигается за счет подключения к гитаре такого эффекта, как Distortion, и за счет выделения ритм-секции. У истоков хард-рока стояли такие всемирно известные группы, как "Deep Purple", "Black Sabbath" и "Led Zeppelin". Группа "Led Zeppelin" образовалась в 1968 г. в Великобритании. После распада известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж.Пейдж собирает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по контракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем до этого, a также работавший с "Роллинг Стоунз" и имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Швеции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант предложил название "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа выпустила альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале 1969 г. "Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым".

Второй альбом через два месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый диск группы становился "платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж.Пейдж принес в классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его чувство гитары было поистине уникальным (не говоря о технике игры),он тщательно вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта сделали подражание "Лед Зеппелин" невозможным. Импровизация, на которой основывалось творчество "Л.З." имела и свою обратную сторону композиции были, как правило, длинными и радиостанции отказывались их транслировать. В 1975 г. группа выпустила двойной альбом "Physical Graffiti", композиции которого значительно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену "Led Zeppelin".

Поистине гигантами хард-рока стали "Deep Purple". Их история началась в 1968 году, когда британская рок-сцена представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движения хиппи. Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инструментальные пьесы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удивления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было очень сильным. В феврале 1968-го три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор.Все трое были довольно известны в мире английского рока. Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили, басиста Ника Семилера и гитариста Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-парадах появилсяи первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The shades of Deep Purple".

Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" попадали в американские хит-парады, а у себя на родине, в Англии, группа была практически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Роджером Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский филармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и "академической" музыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и другой музыки. "Живая" запись из Альберт - холла была выпущена на пластинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокапяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве группы. Хэви метал тогда еще не появился. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если нестрого хронологически, то духовно - стал ансамбль "Deep Purple" В почерке коллектива появилось все, что потом использовали другие металлические группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это готовность постоянно впитывать все новое, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led Zeppelin", ни "Black Sabbath", также стоящие у идейных истоков хэви, металзамкнутостью не отличались.Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.

В середине 70-х начинается зарождаться новый стиль рок-музыки - хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и канонадные ударные.

Толчком к появлению хэви-метал послужило творчество группы "Black Sabbath", в отличие от других хард-роковых групп достигли более тяжелого звучания. Полностью были исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен стали визитной карточкой "Black Sabbath", которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для взрослых.

Но хэви-метал, как таковой они не играли, а играть его стали такие группы "Judas Priest", "Iron Maidan", "Magnum". Во второй половине 70-х годов вся молодежь была увлечена панком. Панки не давали прохода на сцену, нельзя было выступать, если ты не ругаешься на сцене и умеешь владеть инструментом. Поэтому во второй половине 70-х хэви метал не обрел большой популярности, а расцвел он лишь в первой половине 80-х годов, движением хэви метал была охвачена вся молодежь. Группа "Judas Priest" образовалась в все той же неувядающей Великобритании в 1969 году. Два дебютных альбома, вышедшие в 1974и 1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах был представлен интересный музыкальный материал. Несмотря на постоянную смену барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году "Judas Priest" приобрели популярность не только в Англии, но и за ее пределами. В апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески удачный альбом "Sin after Sin", продюсером которого был Роджер Гловер (экс-"Дип Перпл"). 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую сцену "новой волной": два последующих альбома стали квинтэссенцией хэви метала и впоследствии послужили моделью для таких групп, как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон".

Критики всячески издевались над группой (как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории,увлеченной "новой волной английского металла", "Judas Priest" стали кумирами. Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл "Take on the World" занял в английском хит-параде 14-ое место. С появлением нового барабанщика, группа записала диск "BritishSteel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики группы. Только после выхода этого альбома критики, наконец "признали" "Judas Priest", популярность которого распространилась и на США. Группа "Iron Maiden",один из грандов хэви метала, именно она сделала хэви метал популярным среди молодежи движением. Группа образовалась в 1977 году в Великобритании. Наряду с некоторыми другими группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую волну английского хэви метала". Взяв за модель звучание таких групп начала 70-х, как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron Maiden" в короткое время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою очередь ориентиром для других групп. Известность на родине пришла в 1979 году, когда композиция "Running Free" попала в "горячую тридцатку". В тоже время группа выступила с концертной программой в передаче "Top of the Pops", став второй после "The Who" группой, которая удостоилась этой чести в 1973 году. В марте 1980 года "Iron Maiden" отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопровождающей выступления "Judas Priest". Альбом группы был на 4-ом месте в хит-парадах. Вскоре "Iron Maiden" начала гастролировать самостоятельно. Диск "Killers", выпущенный в 1981 году, принес группе международную популярность; почти весь год группа интенсивно гастролиролировала по всему миру. В том же году в составе появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработаластатус "супергруппы".

Великолепные рецензии получил альбом"Седьмой сын седьмого сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана лучшей группой года (журнал "Metal Hammer"), а Диккенсон - лучшим вокалистом. Также внимания заслуживает германская группа "Helloween", внесшая большой вклад в хэви метал. Ее отличительной чертой является, то, что на протяжении всего своего творчества она пытается соединить два музыкальных направления - хэви метал и классику. Не зря многие музыкальные критики окрестили ее музыку как "вагнеровский металл". Позже "Helloween", производит еще одно слияние стилей, в ее музыке появляется народные славянские напевы.

Да, хэви метал стал поистине неким миксером, вобравшим в себя музыку различных направлений и классику, и народную музыку и рок-н-ролл, но в основе всего по прежнему лежит бессмертный негритянский блюз. Интересен тот факт, что когда вокалиста "Iron Maiden" Диккенсона спросили, как он пришел в металл, он воскликнул: "А есть "металл" вообще? - Был блюз, блюз и остался, только он изменился. Для меня это не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок."

Рок 80-х
Распад "Секс Пистолз", а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра...

В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец, единомышленников, объединился с ними в группу "Полис". У небогатого Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и получил кличку "Жало" - Стинг. В Дублине приступили к репетициям "Ю-2". Ник Родс и Джон Тейлор организовали "Дюран Дюран". В Лондоне одновременно начинали две группы - "Кьюэ" и "Депеш Мод". Все они были тогда молоды, жадны до работы, и все они были будущими - будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих пластинок. К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные головы, и вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не являлись.

Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом "новая волна" триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе прижился. Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа "Паблик имидж лимитед". Группа была составлена из осколков двух величайших групп предыдущего поколения - "Секс пистолз" и "Клэш". Голос Лайдона, который в пистолзовский" период вызывал ассоциации с расхулиганившимся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно приятным и коктейль, замешанный "П.И.Л." понравился. Шумной славы "П.И.Л." не снискала, но именно эта группа стала толчком, который заставил развиваться музыку всего последующего поколения.

В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили "Кьюэ". Переболев шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и детально проработанной аранжировкой. Возможности чисто электронного творчества, которое для себя избрали соперники и соратники "Кьюэ", "Депеш Мод", привлекали к себе музыкантов еще 60-х. После панков, ненавидевших синтезатор, заново его открыли "Хьюмэн лиг", благодаря чему уже к 80-му году они сделались очень популярной группой. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся мелодий. И "Депеш Мод" это удалось". Журнал "Рекорд миррор" в 1984 году назвал группу "супергруппой международного состава". В этот период группа, кроме музыкальной, развила и необычайную политическую активность и даже примкнула к возглавляемому Биллом Брэггом течению "Красный клин". Тогда же была доведена до совершенства организация концертов. Потрясенная декорациями и световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных групп у "Депеш Мод" самое мощное концертное шоу. Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад. Успех так впечатлил, что уже стали говорить о ирландском вторжении. Первыми и громче всех заявили о себе "Ю-2". Начинали они с исполнения простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно известными на родине. В 1982 году они встречаются с продюсером Брайном Иноу. Пройдя его школу, "Ю-2" выпустила в 1984 году свой знаменитый альбом "Незабываемый огонь", который только в Штатах разошелся тиражом в 9 миллионов. Для группы, практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск вышел только в марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую строчку во всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц популярности журнала "Мелодию мэйкер" - случай неслыханный со времен "Битлз".

Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила "Ю-2" титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она что-то надломила в пост-панке, и он стал на глазах разваливаться. Но к счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-рока рок раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый рок, впоследствии породивший некую своеобразную металлическую культуру. Так вот, в тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше, и она завоевывала все новые рубежи. Но, к сожалению, с момента появления хэви-метал она стала так называемым "андеграундом", т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для всех.

Начало 80-х прошло под победное шествие хэви-метала, но он становился все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно большинству молодежи, желавшей все также буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары ( благодаря все тому же эффекту Distortion и максимальным убыстрением ритм-секции, которая стала походить на канонаду, за счет введения второй басовой бочки.

Но трэш не состоял только из одной скорости, он был замечателен тем, что вместе со скоростью существовала мелодия, а частые резкие смены ритма сделали его неподражаемым. Трэш возник в Америки, и в основном как альтернатива начинающему становиться помпезным хэви-металу. Родителями трэша принято считать такие группы, как "Metallica", "Slayer", "Celtic Frost". В своем младенчестве трэш в основном воспевал агрессивность и воинственность, но очень скоро его уровень резко возрос и одновременно с усложнением музыки, трэш группы запели о насущных проблемах - о ядерной угрозе, политической нестабильности, протест наркотикам, абортам, самоубийствам, исторических ошибках человечества и вообще что же есть такое человек.

Как я уже отмечал одним из первопроходцев этого стиля по праву считается "Metallica". Ее феномен заключается в том,что без "сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без трансляции композиций по радио и телевидению,под аккомпанемент насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы вне его. "Metallica" играет "рафинированный металл",свободный даже от "наследственныхпримесей" - ритмическое богатство композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла". В своих работах музыканты настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемерием, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом перед будущим - никогда не было. Группа, способная гитарным риффом перечеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным основанием претендовать название наследницы 60-х, эры Вудстока и наивных "детей цветов". Только "Metallica"не наивна, а предельно ожесточена утратой разноцветных иллюзий, своим временем и его жестокостью, и, тем не менее, она - второе поколение Вудстока.

Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х,с их вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" английского хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Бешеная динамика музыки "Моторхэд", "Саксон" и "ДаймондХэд" давала на него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий камень вода не течет. Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы!

История группы начинается с датчанина Ларса Ульриха, серьезно занимавшегося теннисом. Настолько серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров. В 1980 году его родители перебрались в Лос-Анджелес. Спортивная карьера прервалась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными. Спустя год ему попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для группы. Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу. Приятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитаристом, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэтфилда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это впоследствии отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические эксперименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, перспективному гитаристу. На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 года "Metallica" записала свою первую композицию. Лента с записью попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала контракт на первую пластинку. Однако в самом разгаре работы бас-гитарист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может: "От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокнутый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно вылетели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то время игравшего в группе "Травма".

Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем работы. Как любой хороший бас-гитарист, Бертон прекрасно играл на рояле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог, вел своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей работы, высвобождал из оков невежества творческий потенциал Хэтфилда. Клифф научил Хэтфилда работать, и ему понравилось.

В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбома. Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бертона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэтфилд почувствовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако изменилось. Изменилось их восприятие музыки, критерии, требования, предъявляемые к материалу. "Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное, он самый быстрый гитарист в "металле", - говорит Хэтфилд, - но мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не произошло. Нам нужен был другой,кто смог бы управляться и с мелодиями." Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы"Экседес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный воплотить любую чужую идею с точностью компьютера. К счастью "рокировка" гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией "Металлики"). Перед любителями жесткого рока появилась новая группа. Но не совсем такая, какой, предполагалось, она может быть. Не смотря на некоторые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", композиции "Meталлики" выглядят более "сухими",резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежностьгруппы к року в традиционном смысле этого слова. В целом музыка группы "Metallica" гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке.
Однако тексты первого альбома "Kill'em All " практически неотличались от стандартных разработок,например, "Джудас Прист": рок, да здравствует рок и только рок! Принципиально иным стал второй альбом "Right Lighting"(1984).В музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми отмечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут такую же эмоциональную нагрузку, как и музыка. "Metallica" взялась за очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие психозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда присутствуют в творчестве этой группы. Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобретает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном, беспрецедентная реализация диска, практически мгновенно ставшего "золотым".

В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" отправилась на гастролипо Скандинавии. По дороге из Стокгольма в Копенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на скользком повороте и перевернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24 года. Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее автором был Джесон Ньюстед.

"...And justice for all "- так назвали "Metallica" свой двойной альбом, вышедший в 1988 году. Впервые после записи " Kill'em all" группа пришла в студию с готовым материалом. Работа двигалась очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные композиции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом получился самым интересным в истории "Металлики". В рекордный срок он стал "платиновым". Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа он уже был дважды "золотым". Эту работу можно рассматривать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и одновременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Металлики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достигается за счет акустических инструментов. В целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х, в нем явственно прослушиваются стилистические комбинации в духе "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".

Рок 90-х
Рок 90-х можно охарактеризовать одним направлением и одной группы гранж и "Nirvana". Уставши от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок.

Гранж отличает вызывающее поведение и скорость игры панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока. Формироваться гранж началв конце 80-х (хотя еще в конце 70-х группа "The Go-Go's" преподносила публике нечто похожее), его родителями были "Nirvana", "Pearl Jam", "Soundgarden". Хотя "Pearl Jam" и "Soundgarden" играли намного лучше чем "Nirvana", молодежь приняла именно последнюю за и х вызывающую зажигательность.

Практически "Nirvana" держалась за счет своего лидера Курта Кобейна, который больше впечатлял молодых людей как личность, а не музыкант. Он вел беспорядочную, безмятежную жизнь, ни о чем не заботился, вел себя как заблагорассудится. Он мог спокойно раздеться догола на сцене, плевать в камеры и в публику, громить на концерте инструменты на глазах изумленной публики, чрезмерно увлекался наркотиками и не раз хотел покончить жизнь самоубийством. Этим он и прельщал молодежь, в ее глазах он был неким рубахой-парнем, которому до всего нет дела.

Однако музыкальные способности членов группы оставляют желать лучшего, умеющими играть их не назовешь, да к тому же и простота мелодий делают их музыку примитивной.

После трагической гибели Курта Кобейна группа распалась, но их музыка звучит до сих пор. После распада группы "Nirvana", возрос интерес к техничному и профессиональному гранжу, получили известность такие группы "Pearl" и "Soundgarden", которые в корне отличаются от "Nirvana". Эти группы владеют инструментами и их творческий потенциал не исчерпывается простенькими мелодиями, к тому же в их текстах поднимается серьезная проблематика окружающего мира.

Заключение
Что же ждет рок в будущем ? Если посмотреть на его повторяющуюся историю, то можно с уверенностью сказать, что впереди у рока новые буйства и протесты, новые взлеты творчества и эксперименты по скрещиванию музыки разных направлений, подчас противоположных. Рок не стоит на месте, он постоянно развивается. Отвергая прошлое и одновременно вбирая в себя самое интересное и выразительное прошлого будут появляться новые направления, новые группы, новые движения. И так же постоянно будет конфликт детей и отцов, отцы будут запрещать детям слушать эту "бесовскую", "грязную" музыку, а дети назло родителям будут ее слушать.

Информация с сайта: rock-gubaha.narod.ru

0

2

История Рок-Музыки
Основные тенденции и вехи рок-культуры:
Для того чтобы отыскать корни развития рок-культуры, необходимо перенестись в середину XX-го столетия. Первооткрыватели и прародители стиля жили в 50-е годы прошлого столетия, когда только начинали появляться первые результаты их творчества (в основном, обобщённые понятием "ритм-н-блюз"). Затем, в кругу специалистов и критиков появилась определённая и чёткая дата: 1964 год. Это стало своеобразной неофициальной точкой отсчёта и условным днём рождения нового стиля. Знаменитая "ливерпульская четвёрка" ("Beatles") произвела настоящий фурор по всему миру, открыв, тем самым, новую музыкальную эру. Это, в свою очередь, дало возможность другим музыкантам попробовать сделать что-нибудь подобное. Весь мир мгновенно охватила эпидемия "битломании".

Легко запоминающиеся мотивы композиций, тысячи и миллионы проданных пластинок по всему миру, ведущие места в хит-парадах и чартах, сотни предложений от звукозаписывающих компаний, фотографии на обложках ведущих журналов, переполненные клубы ведущих городов Европы и Америки, толпы рыдающих фанаток, получающих оргазм от первых аккордов своих любимых композиций... Всё это было составляющими музыкальной славы. Это подкупало, и к этому стремились все, кто начинал серьёзно пробивать себе дорогу на пути к музыкальному признанию.

В то время как белая раса прогрессивного человечества сходит с ума по рок-н-роллу, представители негроидной расы воспитываются на джазовых и блюзовых мотивах. Соединения стилей не пришлось ждать очень долго, тем более что блюз начинает приобретать стремительную популярность благодаря своему мягкому и романтичному звучанию.

Одними из первых подобную комбинацию использовали Алексис Корнер и Джон Майалл. Гитарное звучание просто преобразилось: быстрый и мощный звук стал техничным и более приятным для восприятия. Позднее новинку применили такие группы, как "Rolling Stones", "Animals", "Yardbirds", "Cream", "Fleetwood Mac", "Colosseum". Благодаря "расширению" звука, музыка приобрела умеренную жёсткость, независимо от громкости. Это уже были первые очертания рока, построенного, в основном, на гитарном саунде.

Первой группой, которая решила воплотить в своём творчестве нестандартные мотивы, была легендарная команда "Kinks". Композиция "You Really Got Me", впервые прозвучавшая в 1964 году, попала в британский хит-парад в сентябре того же года. Записи с подобным жестковато-мелодичным звучанием, которые раньше непривычно было слышать по радио, произвели фурор не только своей спецификой, но и повторяют успех своих "предшественников".

У "Kinks" очень скоро появились последователи. Прежде всего, заслуживают уважения такие группы, как "The Who", "Rolling Stones", "Spencer Davis Group", "Yardbirds", значительно позднее - "Doors". В этот же период расцветают такие прекрасные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж.

В 1966 году происходит одно знаменательное событие. Образовывается группа "Cream", которая внесла свою посильную лепту в последующее развитие рок-музыки 60-х. И, хотя акценты рок-музыки практически не изменились, новинка заключалась в том, что музыка "Cream" выработала своеобразную "схематичность": она являла собой комбинацию из двух стилей. Первый - инструментальный, виртуозно и чётко отработанный. Второй - вокальный, основанный на отточенном сопровождении музыкальной партии. Именно успешное соединение этих музыкальных основ: гитара (многообразие сольных гитарных партий плюс ритм-гитара - в качестве сопровождения), а также бас и ударная установка (в качестве фоновой поддержки) составило инструментальное начало рока. Всё это, помноженное на чёткий ритм, превратилось в саунд, который сразу же взбудоражил умы многих ценителей и музыкантов. Тогда ещё рано было говорить про классификацию на какие-либо направления, но тенденция к этому уже имелась.

Новые музыкальные стилистические направления усиливаются и продолжают развиваться благодаря новому толчку, который был дан Джими Хендриксом. Он очень удачно подхватил нововведение, поместив вокал на второй план, выдвинув на передний громкий, мощный и жёсткий гитарный звук. Его музыка была настолько агрессивной, насколько и техничной, она постоянно эффективно обогащалась, впитывая в себя много сложных и тяжёлых аккордов. Джими Хендрикс мгновенно стал культовой личностью, яркой индивидуальностью. Он был неповторим и неподражаем, и стал одним из эталонов для своих последователей.

Развитие рок-музыки происходило в различных направлениях, беря за основу некоторые "полярные" стили. Именно поэтому, очень скоро наметилась тенденция размежевания стилей, вследствие чего возникли такие направления, как "джаз-рок", "латиноамериканский рок", даже "симфонический рок" и т.п. По большому счёту, разница между отдельными исполнителями состояла не столько в звучании, сколько в названии культивируемого ей течения. На выбор направления также немалую роль играли географическая расположенность, традиции и культура страны.

В Англии упорную работу над развитием рок-музыки (взяв за основу ритм-н-блюз) проводили такие группы как "Ten Years After", "Taste", "Nice", "Led Zeppelin" и многие другие. В Америке популяризацией рока занимались такие коллективы, как "Vanilla Fudge", "Iron Butterfly" и "Blue Cheer". Хочется также отметить, что те направления, которые были популярны в Британии, например, не всегда успешно приживались и развивались в Штатах.

Многочисленные рок-тусовки, молодёжное движение "хиппи" (которые называли себя "дети цветов"), принцип "свободной любви" и эпоха лёгких наркотиков растительного происхождения привели к расширению и популяризации направлений, в результате чего появляются такие течения как "психоделический рок" (одни из самых ярких последователей - "Pink Floyd"), "фолк-рок" (на стыке с народными мотивами). Меньшинство же стали составлять отошедшие на второй план блюз и соул, ставшие своеобразными элементами "субкультуры". Уникальность же данных направлений заключалась в том, что данное "отпочкование" предоставило им возможность развиваться индивидуально и независимо (практически в "чистом" виде), не смешиваясь и не "загрязняя" себя другими течениями.

Семидесятые годы укрепили развитие рок-музыки. Особое влияние здесь оказали многочисленные сборные концерты. Атмосфера, царившая во время подобных выступлений плюс наличие разноплановых (по стилю) исполнителей привело к перспективам синтеза течений и направлений. Ход мировой истории только "усугубил" развитие рок-музыки (особенно события во Вьетнаме). Музыка постепенно начинает выходить за пределы сцен и студий.

Именно семидесятые считаются "золотой" эпохой в развитии рок-культуры. Данный стиль укрепляет свои позиции в музыкальном мире и продолжает развиваться, открывая новые грани своего безграничного бытия.

Апогей "золотой" эры рок-музыки выпал на период с 1970 по 1973 годы, однако, нельзя забывать, что начало расцвету было заложено в 1968 году. В этом году распалась такая знаменитая супергруппа, как "Cream". В то же время, Джими Хендрикс, творивший по ту сторону Атлантики, продолжал радовать поклонников своего таланта, выпуская по несколько альбомов в год. Его работоспособность поражала, заставляя последователей лихорадочно искать новаторские идеи. Множество новосозданных групп предоставило на суд слушателей немало свежих творческих идей. Менеджеры опять начали организовывать концерты, "раскручивая" своих подопечных, рекординговые компании запустили в свои студии новых музыкантов, а музыкальные магазины заполнились новыми записями.

Наверное, не случайно 70-е годы ознаменовались появлением и расцветом таких британских групп, как "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath", которые уже начинали активно давать сольные концерты и выпускать альбомы. В частности, успех "Led Zeppelin" конца 60-х выразился в выпуске в 1969 году сингла "Whole Lotta Love", который имел феноменальный успех по всему миру. Таким образом, пора легендарных "Beatles" начала постепенно уходить в тень и понемногу откатываться в прошлое. На сцену вышли новые герои. Гитара Джими Пейджа и вокал Роберта Планта заворожили и покорили слушателей. "Led Zeppelin" удалось здорово взбудоражить умы меломанов и достучаться до души каждого посредством своей музыки. Им удалось размягчить даже самые зачерствевшие сердца.

Бесспорным фактом является также то, что почти все нововведения прижились и укрепились. При этом они не использовались шаблонно, их преобразования происходили стабильно и постоянно. Многие группы вынуждены были также подстроиться под текущие модные музыкальные тенденции, ориентировать своё творчество на желания своих слушателей.

Особенностью данного периода истории рок-музыки является ещё и то, что выступления групп постепенно начинают выходить исключительно за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений: декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Группы начинают разрабатывать собственный имидж, пытаясь воплотить в себе и в каждом участнике определённый образ. Выступления начинают происходить по детально разработанным сценариям.

В противовес существующим традициям меняется и внешний вид музыкантов: вызывающие наряды и причёски. Кто-то, таким образом, пытается противостоять застоявшимся устоям общества, бросая, тем самым, ему вызов. Кто-то старается выделиться из общей людской массы, подчеркнув свою индивидуальность. Для остальных же (против кого это, собственно говоря, направлено) считают данные метаморфозы явными признаками шизофрении.

Многие группы добавляют в свой аккомпанемент клавишные инструменты, пытаясь таким образом разнообразить своё звучание. Выступления на сцене происходят на очень высокой эмоциональной волне и заканчиваются, обычно, выплёскиванием аккумулированной энергии, что выражается в крушении музыкальных инструментов прямо на сцене.

Жизнь многих музыкантов протекает в экстремальных условиях и базируется, в основном, на трёх понятиях: секс, наркотики и рок-н-ролл. Именно поэтому, некоторые музыканты умирают достаточно рано.

Сценическое оформление, без сомнения, дополнило музыку и расширило стилистическое восприятие. Например, бирмингемская группа "Black Sabbath" построила своё творчество на мистике и оккультизме, добавив в свой стиль элемент "хоррор" (ужас). "Deep Purple" же добавляет в своё творчество несколько классических мотивов.

Результаты подобных экспериментов оформились в выпуске двух концептуальных работ, которые увидели свет в начале 70-х. "Black Sabbath" выпускает альбом "Paranoid", а "Deep Purple" - "In Rock". Оба альбома были индивидуальны по своему звучанию, но оба они были связаны одним направлением, получившим впоследствии определение - "классический рок". Нововведение пришлось по вкусу очень многим, в результате чего мгновенно возникло множество последователей. В Англии это были такие группы, как "Uriah Heep", "Nazareth", "Atomic Rooster", "Groundhogs", "Amboy Dukes", "James Gang", "Robin Trower", "Thin Lizzy", "Budgie", "Hawkwind", "UFO" и, несомненно, "Queen". В Америке "эстафету" подхватили "Kiss", "Grand Funk" и "Mountain".
Перечислены, естественно, не все яркие группы того периода, тем более что развитие направлений продолжается. Рок-культура заметно изменилась и развилась за одно десятилетие, оставаясь, тем не менее, всё ещё устойчивой и популярной. В 60-е годы было просто "заложено зерно", которое, развиваясь в благоприятной "почве", очень быстро дало обильные "всходы".

Многие группы именно выжили благодаря перманентному развитию рока. Они постоянно были в стадии поиска, а не потчевали на ниве творческого застоя. И если на ранних этапах развития рок-музыки её смысловому значению не придавалось значительного внимания, то позднее лирическая оценка начинает заинтересовывать благодаря вплетению в музыку некоторых "иррациональных" элементов (мистика, оккультизм, сатанизм, лучшие образцы фантастики). Это был один из способов соединения реальных и иллюзорных проблем общества. Таким образом, музыканты представили слушателям своё видение многих жизненных вопросов. Именно это и привлекало тех, кто искал ответы на наболевшие загадки действительности, заставляя практически инстинктивно воспринимать стилистику.

В то же время, музыкальные критики, пытающиеся разложить творчество какого-либо коллектива "по полочкам" и докопаться до "сердцевины", не всегда оказывались в состоянии понять сущность стиля и оценить его особенность и глубину. Естественно, они сразу же начинали "поливать грязью" "злой" рок, говоря о том, что он является социально опасным. Им твердили представители церквей, убеждая окружающих что, рок-музыка есть не что иное, как образец "поклонения Дьяволу". Правда, они не учитывали тот факт, что подобным образом способствовали дополнительной "раскрутке" стиля.

Закат "Led Zeppelin" ознаменовался стремительным взлётом "Kiss" по обе стороны Атлантики. Музыка этой группы была названа "прогрессивной". "Kiss" были яркими представителями чарующего "глэм-рока" ("обаятельный рок") вместе с "Queen" и Элисом Купером. Учитывая, что музыка начала приносить значительный коммерческий успех, это, в скором времени должно было ознаменовать новый поворот в развитии рок-музыки. Правда, тогда ещё мало кто подозревал о том, какой ущерб нанесёт коммерциализация музыки, так как погоня за обогащением незаметно убивает в зародыше творчество. Пионеры 60-х постепенно становятся ветеранами 70-х. Они прошли сквозь кризис своего стиля и набрались опыта. Про них ещё не забыли, но их эпоха уже была позади.

За стремительным взлётом обычно следует такое же стремительное падение. 1976 - 1977 годы оказались тем самым периодом, когда британские музыкальные критики не только подвергли "обструкции" появление на рынке многочисленной разноплановой и разностилевой продукции, но и порой позволяли себе насмешливые замечания по поводу перспектив и тенденций развития стиля.

В этот момент рок-музыка явно продемонстрировала все свои слабые места. Ей срочно нужны были нововведения (в том числе и в стилистике), так как музыка, исповедуемая в середине прошлого десятилетия, начинает постепенно отходить на второй план. Попытки "оживить" рок-музыку, внести в неё "новую струю" предпринимались и ранее сотни тысяч раз, но эти попытки в большинстве случаев всё же напоминали стремление "загнать" рок под идейный "шаблон" с правом называться "супергруппа-первооткрыватель стиля".

Именно поэтому, некоторые исполнители пошли "обходным путём", работая над выработкой новых идей. Правда, несмотря на то, что множество авторов засело в своих студиях, "медитируя" и оперируя различными вариациями на тему, слушатели на концертах откровенно скучали, слушая по сотне раз "заезженные" мотивы.

Коммерциализация и "погоня за долларом" привели к кризису в развитии рок-музыки. Он даже не обошёл стороной такие сильные и опытные группы как "Black Sabbath" и "Deep Purple", внутри которых существовала небольшая конфронтация. Это привело к тому, что в результате "отпочкования" "Deep Purple", например, "породил" сразу три самостоятельных коллектива ("Ian Gillan Band", "Whitesnake" и "Rainbow"), в составе которых были бывшие участники рок-легенды. От "Black Sabbath" решил "отколоться" Оззи Осборн, начавший сольную карьеру. В принципе, все данные новые проекты имели успех в силу наличия в них опытных и "раскрученных" музыкантов. Данные метаморфозы не стали, по большому счёту, результатом межличностных конфликтов, просто некоторые исполнители переросли рамки своих групп.

Легендарные коллективы продолжили своё существование, но их позиции всё же пошатнулись, так как это уже были не те "классические" рок-команды. Для преодоления подобного кризиса року нужен был мощный взрыв, способный встряхнуть и разбудить все тех, кто был у истоков его развития.

Конец 70-х ознаменовался самой настоящей "музыкальной революцией", во главе которой уверенно и цепко встал "панк-рок" ("дрянной рок"). Панк был, пожалуй, самым реакционным течением XX столетия и его появление стоило ожидать. Оно назревало с самых первых дней появление рок-музыки на свет. Это был ответ всем тем напыщенным и неуклюжим настроениям, царившим в рок-музыке тех годов. "Панк-рок" не привнёс в музыку кардинального новаторства. Это был "минималистичный" стиль, основанный на быстром и жёстком саунде с озорными и язвительными текстами.

С одной стороны, "панк" являл собой противовес сформировавшимся музыкальным стилям (не только року). Это был своего рода "хулиганский рок". С другой стороны, упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на "лидирующие" позиции вокала. Именно смелые и острые тексты легли в основу данного стиля. Идеи, пропагандируемые панками, существенно отличались от настроения общества 60-х. Он был построен на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоёв общества (так сказать "на злобу дня").

Данный период получил название "новой волны". Эта волна мгновенно захлестнула молодые и неопытные группы и заставила содрогнуться и пошатнуться солидные и крепкие. Стало ясно, что рок-музыку ожидают новые изменения и модификации.

В арьергарде панк-движения стояли такие группы как "Sex Pistols", "The Clash", "Ramones", "Stooges", "Velvet Underground" и Игги Поп. Пример панк-рока наглядно продемонстрировал способность музыки выступать в качестве источника пропаганды. Стилистика рок-музыки моментально расширяется, грядут очень интересные времена.

Толчок, данный панк-роком, породил мгновенную цепную реакцию. У рока моментально появились новые идеалы и авторитеты. Рок-музыка поменяла направленность. Музыка стала жестче, а тексты - смелее. Группы типа "Bee Gees" или "Pink Floyd", которые ранее имели положение практических "рок-идолов", подверглись яростным атакам со стороны критиков и ценителей, потому что принципиально не захотели менять стилистику и подстраиваться под "новую волну". Некоторые команды вынуждены были вообще "спасаться бегством", меняя свою резиденцию на США, где мода на новый стиль ещё не успела крепко прижиться.

В Штатах ситуация с рок-музыкой отличалась от Европы. Американцы почти "в штыки" восприняли все нововведения, связанные с истерией по поводу "нового течения". Неприязнь к року (из-за его агрессивно-жестковатой направленности) существовала, что позволило данному направлению обосноваться, укрепиться и хорошо развиться по ту сторону Атлантического океана только в конце 70-х.

С одной стороны, в США уже была популярная и "раскрученная" до мирового уровня группа, которая давала впечатляющие и захватывающие концерты (речь идёт про ярких представителей "глэма" - "Kiss"). С другой стороны, существовала также когорта команд с ярко выраженным хард-роковым саундом. Тем не менее, наследниками европейской волны их назвать тяжело. Это было своё индивидуальное звучание, которое получило название "west-coast" ("западное побережье") или попросту "хард-поп" (в силу присутствия более мягких, "попсовых" мотивов).

На свет родились такие группы как "Foreigner", "Boston", "Kansas" и "REO Speedwagon", которые явились, по сути дела, прародителями данного направления рока. Естественно, звучание данных команд представляло собой комбинацию вокала, более присущего группам стиля "поп-рок" и гитары в добром, старом стиле "ритм-н-блюз". Творчество данной категории исполнителей имело более мягкий, "развлекательный" характер в отличие от "мятежно-бунтовских" настроений европейских рокеров. Учитывая подобные тенденции, проснувшиеся критики вновь обрушили на рок-музыку поток замечаний и упрёков.

Несмотря на все революционные и реакционные изменения, происходившие в рок-музыке периода 70-х годов, некоторые группы не пошатнули своих позиций, сохранили прежний имидж и продолжили развивать свой стиль, усовершенствуя своё звучание. Более того, именно конец 70-х (1978-1979 гг.) стал для многих групп периодом расцвета. Речь идёт про такие команды как "Judas Priest", "Motorhead", "Saxon", "Thin Lizzy", "AC/DC", Гэри Мур и другие.

Конец 70-х прошёл под знаком не только окрепших команд, но и новых групп, множество из которых возникло как раз в этот период. "Культовые" исполнители калибра "Led Zeppelin" и "Deep Purple" фактически "капитулировали" и сошли с рок-сцены, получив заслуженный и бесспорный статус "рок-легенд".

Именно "новая волна" наметила основные тенденции развития рок-музыки грядущего десятилетия. "Лирический" и "романтический" рок, просуществовавший чуть более двух десятков лет, уже перестал быть актуальным. Новые и амбициозные коллективы ("Iron Maiden", "Sledgehammer", "Samson", "Angel Witch", "Def Leppard", "Girlschool", "Diamond Head", "Van Halen", "Cheap Trick", "Vardis", "Tygers Of Pan Tang" и другие), играющие "хард-н-хэви" ("жёсткий и тяжёлый рок"), попали "в струю" "новой волны" и выжили в водовороте перемен.

Музыканты "новой формации" не просто бросили своеобразный "вызов" своим "предкам". Их творчество было своего рода реакцией на закореневшие устои и взгляды общества, в котором они росли и воспитывались. Этим был заложен фундамент для дальнейших преобразований и экспериментов.

После непродолжительного застоя, с приходом 80-х, рок-музыка снова становится популярной. Одной из главных причин подобного "возрождения" стала организация и проведение крупных рок-фестивалей (Вудсток, Доннингтон, Ридинг, Кнебворт) с привлечением разноплановых по стилю групп.

"Новая волна", захлестнувшая рок, "выбросила на берег" своего рода музыкальный "гибрид", предоставив публике возможность оценить подытоженный синтез рок-музыки за все предшествующие периоды. Данный "продукт" пришёлся по вкусу и стал также одним из "виновников" "ренессанса" рок-культуры, возродивший спрос на музыку подобного формата.

В Англии тон задавали "матёрые", окрепшие и набравшиеся колоссального опыта исполнители ("Dio", Оззи Осборн, "Whitesnake", "Black Sabbath", "Rainbow" и прочие), последователи и продолжатели "новой волны" ("Motorhead", "Iron Maiden", "Def Leppard", "Manowar", "Saxon", "Judas Priest" и другие) и представители молодого поколения только что образовавшихся команд ("Tyson Dog", "Raven", "Tokyo Blade", "Wasted", "Hellenbach", "Battleaxe", "Jaguar" и т.п.).

В Америке на ведущие позиции выдвинулись представители "west-coast" ("Kiss", "Foreigner", "REO Speedwagon", "Journey", "Toto"), а также новые группы ("Van Halen", "Motley Crue", "Bon Jovi", "Cheap Trick", "Quiet Riot").

Начало 80-х (1981-1982 гг.) было названо "вторым британским нашествием". Воспользовавшись относительно слабыми позициями рока, который ещё не успел окончательно окрепнуть, музыкальные рынки Америки и Европы начали постепенно понемногу заполняться продукцией представителей поп-волны ("Culture Club", "Soft Cell", "Eurythimcs", "Tompson Twins" и "Human League").

В последующие два года, рок вернул свои позиции и продолжил развиваться. Этому предшествовала "бомба общемирового масштаба". В 1980 году австралийская группа "AC/DC" выпускает один из самых "сильных" рок-альбомов ("Back In Black"), который является на сегодняшний день одним из самых продаваемых музыкальных альбомов за всю историю. Удачные эксперименты со стилями позволили музыкантам продолжить успешные поиски новых направлений своего развития. Начали зарождаться и развиваться такие разновидности рок-музыки, как "thrash", "speed", "black-metal" и "death rock".

Жёсткая стилистика встретила вполне объяснимый и яростный отпор со стороны музыкальных критиков. При этом они не скупились на эпитеты, требуя запретить рок-музыку, так как, по их мнению, она мешала нормальному развитию молодёжи, лишая их рассудка и не имела под собой творческой идеи. Однако, ни музыкантов, ни слушателей подобные заявления не смущали и не причиняли никакого беспокойства.

Середина 80-х стала, пожалуй, переломным моментом в развитии рок-музыки. Альбомы "Kill 'Em All" ("Metallica"), "Hail To England" ("Manowar"), "Violence And Force" ("Exciter"), "Vices" ("Wasted") или "Rotal Damnation" ("Sad Iron") подчеркнули индивидуальность авторов и дали "пищу для размышлений", открыли возможности и перспективы для развития.

Изменения направленности рок-музыки коснулись также в переменах текстов, сценических образов и имиджа. Военная и историческая тематика начала соседствовать с религиозной и внутренним миром человека.

Это, в определённой мере, объясняет появление групп со следующими названиями: "W.A.S.P.", "Slayer", "Sodom", "Bathory", "Helloween", "Venom", "Possessed", "Voivod", "Celtic Frost", "Onslaught" и т.п. В конечном счёте, рок-музыка начинает прочно "оседать" по обе стороны Атлантики.

В США фаворитами выступили такие группы как "Metallica", "Megadeth", "Anthrax", "Keel", "Ratt", "Helix", Ингви Мальмстин и другие.

В Европе Британия постепенно утрачивает статус своеобразной "Мекки" рока. В Швеции зарождаются такие коллективы, как "Europe", "Great White", "Torch" и "Black Widow", в Испании - "Sortilege", во Франции - "Baron Rojo", в Дании - "Merciful Faith".

Но самый настоящий бум состоялся, наверное, в Германии, откуда вышло очень много интересных и неординарных команд, таких как "Scorpions", "Helloween" и "Accept".

Ещё одним примечательным фактом конца 80-х стал расцвет (в прямом и переносном смысле) женского рока. Такие исполнительницы, как Ли Аарон, Лита Форд, Джоан Джетт, "Rock Goddes", "Hellion", "Rosa Vista", "Girlschool", "Warlock", "Holy Moses" продемонстрировали всему миру умение прекрасной половины человечества делать красивую и качественную музыку.

Конец 80-х - первая половина 90-х явили рок-миру множество новых и ярких команд. Такие группы как "Guns'n'Roses", "Cinderella", "Aerosmith", "Skid Row", "Paradise Lost", "Sepultura", "Pantera", "Black Crowes", "Testament", "Overkill" моментально завоевали прочные позиции на рок-сцене, так как продемонстрировали нечто "эксклюзивное" своим творческим подходом.

Именно начало 90-х дало развитию рок-музыки новый толчок, опровергнув все попытки критиков похоронить рок-культуру в обломках славы. Мини-кризис всё же существовал, так как обилие разнообразных групп, привнесших в рок собственные идеи и мотивы, слегка "размыло" стиль.

То, что удалось сделать Курту Кобейну, было очень похоже на революцию, совершённую панк-роком несколько десятилетий назад. Появление нового стиля под названием "грандж" (своего рода синоним "недовольства"), прародителем которого выступило "детище" Курта - группа "Nirvana" (с "продвинутого" западного американского побережья), открыло новую эру в развитии рок-музыки.

"Грандж" является по своей сути "двоюродным братом" панка. Практически параллельно с ним появилось понятие "альтернативного рока". Альтернативой в данном случае выступало то, что рок-музыка, наконец, предоставила возможность развиваться в рамках рока разнообразным суброковым направлениям. Это стало, своего рода, рок-демократией ("правом на выбор") для молодых и начинающих музыкантов.

"Новейшая волна" мгновенно способствовала популяризации и появлению различных команд, объединённых одной прогрессивной темой: "Soundgarden", "Faith No More", "Pearl Jam", "Red Hot Chili Peppers", "INXC", "Nine Inch Nails", "Alice In Chains" и другие. Вторая половина 90-х была ознаменована триумфом новой разновидности "доступного" рока - так называемого "брит-попа". Такие команды как "Oasis", "Blur", "Pulp", "Deep Blue Something", "Travis", "Stereophonics", "Manic Street Preachers" вернули Британии славу законодателей рок-музыки.

Смерть "отца" и идейного вдохновителя "гранджа" вовсе не означала кончину его "детища" (то есть стиля). Помимо уже имеющихся последователей появилось великое множество новых команд: "Foo Fighters", "Hole", "Bush", "Creed", "Stone Temple Pilots", "Babylon Zoo" и другие. По сути, это и стало сигналом для поддержки и распространения данного направления.

Говоря про тенденции развития рок-музыки 90-х, хочется отметить её многогранность. Жёстких рамок не существовало, а "настроения" расширились и развивались. Оно колебалось от депрессивно-грустных "Placebo", "The Verve" и "Radiohead" до задорно-озорных "неопанков" в лице "Green Day", "Offspring" и "H-Blockx".

Соответствующим образом поменялась и стилистика команд. К жёстким и мрачным "Rammstein", "Marylin Manson", "White Zombie" и "революционерам" из "Rage Against The Machine" добавились загадочные и романтичные "U2", "REM", "Silverchair" и амбициозные "Smashing Pumpkins". "Женский рок" получил в своём развитии прекрасный резонанс. Помимо индивидуально ярких и развитых личностей типа Аланис Мориссетт, Шерил Кроу, Джоан Осборн и Мередит Брукс появилась масса интересных групп с наличием женского вокала: "Cranberries", "Garbage", "No Doubt", "Republica", "Skunk Anansie", "Guano Apes", "Cardigans", "K's Choice" и другие.

Рок-сцена увеличилась до невиданных размеров. Но главное даже не количество. Главным является появление целого ряда интересных и перспективных команд. Не хочется говорить, что музыка 70-х и 80-х изжила себя. Но нынешние тенденции показывают, что немало групп черпает свой источник вдохновения именно из музыки той поры.

Ностальгическое чувство, возникающее при прослушивании материала двадцати- или тридцатилетней давности, позволяет говорить о перспективах нынешней рок-музыки. Именно сопоставление стандартов прошлого и нынешнего должно стать стимулом для развития и совершенствования рок-культуры в целом.

Начало нового десятилетия, столетия и тысячелетия наметило новых героев, которые решились на очередной стилистический эксперимент. Как оказалось, их попытки не были бездарными. Они быстро достигли пика популярности и доказали живучесть и многогранность рока. Речь идёт про такие неординарные и впечатляющие команды, как "Korn", "Blink 182" и "Limp Bizkit". Удастся ли им удержать свои позиции и поддержать марку рок-музыки? Порассуждаем на эту тему лет через десять...

Георгий Бутенко (по материалам зарубежной музыкальной прессы).
Источник: ognas.narod.ru

Отредактировано SiKth (2006-09-19 11:35:14)

0

3

:)

Отредактировано Zaltan (2007-04-30 22:32:42)

0

4

Ничего нового, неинтересно и сложно читать :/

0

5

И кстати, кому интересно, у меня есть история рока в комиксах, только как сюда присоединить файл не знаю :lol:

0

6

Леший
а какой формат?

0

7

Nex

У меня в *.rar - 82 картинки jpg

0

8

Леший
кинь-сделаю галерею- повешу...

0

9

Nex написал(а):

повешу...

Лешего?

0

10

Zloy написал(а):

Nex написал:

повешу...

Лешего?

Пора бы уже :lol:

0

11

Леший написал(а):

Пора бы уже

Ну для этого тебе было достаточно исполнить своё предложение написать мне в сумку.  :lol:

0

12

"Iron Maidan"

"INXC"

аффтар жжёт! зачОт! :D

0


Вы здесь » NotLikeOthers » Стили » История Рок-музыки.