“За эти годы мы не стали суперпросветленными личностями, не открыли никакого нового пути – поем все о том же: о том, что нам то плохо, то хорошо в этом мире, ничего неизвестного при этом не открывая. И слава Богу. Когда человек просветляется, да находит свой путь – ему песен писать не надо…
Тематическая глобальность у группы присутствовала с самого первого альбома. С другой стороны, как мы были дураками в этом мире, так и остаемся. “Агата Кристи” – это то ли детство с признаками умудренности жизнью на лице, то ли старческий маразм с впаданием в детство”.
(Глеб Самойлов)
“Наша основная аудитория – это подростки, тинейджеры. Самые благодарные слушатели. Им нужна музыка, которая бы заполнила их чуткие сердца”.
(Александр Козлов)
Редкий случай – за столько лет существования (в феврале 2002 исполнится 14 лет) состав группы практически не изменился. У вас легкий характер? “Да. У нас у всех легкий характер (долгий смех). Все годы нашего общего существования – один сплошной конфликт, непрекращающийся. Поэтому нам до сих пор интересно, чем заканчивается каждый из этапов этого конфликта. В каждый из таких этапов мы записываем очередной альбом”.
(Андрей Котов)
Официальной датой рождения "Агаты Кристи" считается 20 февраля 1988 года - именно тогда в актовом зале Уральского Политехнического Института города Свердловска состоялся первый концерт группы.
"Агата Кристи" 90-х - это гремучая смесь симфонического и арт-рока, рок-н-ролла и декаданса. В начале 21 века - это уже электронно-гитарная группа с ураганно - экспрессивной манерой исполнения песен, наполненных попыткой психоанализа.
Состав группы остается неизменным с самого начала её существования:
Вадим Самойлов - вокал, гитары, автор слов и музыки
Глеб Самойлов - вокал, бас, автор слов и музыки
Андрей Котов - ударные
Александр Козлов - клавиши (после его смерти в марте 2001 место клавишника в группе навсегда осталось незанятым, партии, исполняемые А. Козловым на концертах, теперь воспроизводит секвенсор).
За 18 лет деятельности группа приобрела статус культовой, на её песнях выросло уже несколько поколений поклонников. За эти годы коллектив получил многие призы и премии - среди них Гран-при на фестивале молодых европейских групп "Open du Rock" во Франции (1991 год). В 1997 году группа стала лауреатом премии "World Music Awards" как самая "успешно продаваемая российская группа" в Монте-Карло. "Агата Кристи" - единственная российская рок-группа, четырежды награжденная Национальной музыкальной премией "Овация".
В творческом активе «Агаты Кристи» 14 альбомов, 14 видеоклипов, несколько концертных видеофильмов и оригинальных саундтреков. Сейчас группа работает над новым материалом.
О времени и о себе.
Пресс-релиз к 10-летию группы, февраль 1998 г.
О названии.
Идея родилась буквально “из воздуха”: как-то раз доктор Александр Козлов произнес “Агата Кристи”. Возражать не стали. Впоследствии его часто расспрашивали: “Это что, в честь вашей любимой писательницы?”
Чему Козлов и сам уже был не рад: “Да не люблю я эту Агату – нудятина и скукотень”. Но делать было нечего – так уж фишка легла.
О братской конкуренции Самойловых.
Глеб: Между нами нет конкуренции – мы ведь все-таки братья. И успехам друг друга мы не завидуем. Что же касается моего первого места в хит-параде газеты “Живой Звук” (Глеб на несколько позиций обогнал Вадика – прим. Ред.), тут все ясно – я ведь по возрасту ближе к основной аудитории нашей группы и, соотвественно, к читателям “Живого Звука”.
О дружеских беседах
Мы не ведем между собой разговоров о метафизике и о смысле жизни. Подобные беседы связаны с большим совместным потреблением алкоголя, а мы уже прошли эту стадию.
О неприятностях
Вадим:Самая большая неприятность – жизнь на виду. И необходимость постоянно себя контролировать… Было время – возникало ощущение, что ты двигаешься по замкнутому кругу, оттого что тебя не понимают. Но даже тогда была уверенность в том, что если у нас будет шанс, мы обязательно используем его в полной мере. Ощущение ненужности возникает, когда нет выступлений, когда один альбом закончен, а до второго еще далеко. Но стоит провести удачный концерт – и все встает на свои места.
О безосновательных обвинениях и обоснованных отзывах
Глеб: После выхода “Опиума” все, словно сговорившись, обвиняли нас в “попсовости”, не всегда лестно о нас отзываясь. А после “Урагана” посыпались обвинения – да, это не “Опиум”. Не понимаю, зачем сравнивать. “Опиум” – более коммерческий альбом, “Ураган” – совсем другой. Но это вовсе не значит, что один лучше, другой хуже. Они разные. И сравнивать их незачем.
Вадим: Те, кто нас тогда обвинял в “попсовости”, может быть и считают, что записав “Ураган”, мы стали “круче и выше”, но почему-то стесняются об этом написать. Очевидно, нелегко им из стана ярых “нелюбителей” группы “Агата Кристи” перейти в разряд наших поклонников.
Глеб: Существуют фанаты и существуют люди, которые просто ходят на концерты той или иной модной группы. “Агате Кристи” стать модной и почти всенародной помогли такие песни, как “Сказочная тайга”, “Как на войне”, “Опиум для никого”. “Ураган” – это нечто другое, тут более узкая направленность. Мы, с одной стороны, отпугнули от себя какое-то количество всеядных людей, но еще больше “привязали” фанатскую часть и даже привлекли тех, кто нас никогда раньше не слушал – людей зрелого возраста, до сих пор воспринимавших нас не всерьез, а просто как модную молодежную группу. Очень ценны были признания коллег по рок-цеху – того же Кости Кинчева.
После “Урагана” и московский бомонд стал обращать на нас внимание – спасибо людям, повлиявшим на это: Игорю Григорьеву (редактор-основатель журнала “ОМ”), Юсупу Бахшиеву (глава творческого объединения “Эклектика”, где нам делали ремиксы для альбомов “Heroin 0”, “Два кораblya”). Игорь, кстати, как-то на двух вечеринках спел с нами песню “Ураган”, которую выбрал сам. Было очень весело.
О неконструктивной критике
Глеб: Я болезненно реагирую на дураков, причем запредельных. Я и сам не особенно умный, но иногда перехлесты бывают жуткие. А конструктивной критики я не встречал. Чтобы конструктивно критиковать, надо врубиться. А те, кто врубаются в “Агату Кристи”, критиковать ее уже не могут. Проверено временем.
О популярности
Глеб: Я сообразил, что мы были популярными только тогда, когда мы перестали ими быть. То есть – после альбома “Ураган”, когда произошло расслоение нашей аудитории. Но слез мы по этому поводу не льем!
Вадим: На концерты стали ходить не те люди, которые знают “Агату Кристи” по трем хитам, а те, кто знают “Агату Кристи” – знают, на что идут. Корр.: - А как же, например, итоговый хит-парад “Живого Звука”, где вы с безумным отрывом лидировали в нескольких номинациях?
Глеб: Ну, безумный отрыв – это вообще по нашей части.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ, КАКИМИ ОНИ ВИДЯТСЯ МУЗЫКАНТАМ "АГАТЫ КРИСТИ"
1988
“20 февраля мы отыграли первый концерт – в зале № 2 Уральского политехнического института. Это и было рождением группы “Агата Кристи”. Хотя к этому времени у “Агаты” уже был любительский магнитоальбом“Второй фронт”, который к 10-летию группы был переиздан на CD и кассетах. В том же году мы выступили на III фестивале Свердловского рок-клуба, в результате чего о нас заговорили в родном городе. После выступления к нам подошли Андрей Макаревич и Слава Бутусов. “На этом фестивале должно было что-то произойти, и это “что-то” произошло”, - сказали они”.
1989
Глеб: “Год нашей “мини-раскрутки”. Мы выпустили альбом “Коварство и любовь”, был успех с этой программой на фестивале Свердловского рок-клуба и первые удачные выступления в Москве – на фестивалях “Сырок”, “Интершанс”, “Ступень к Парнасу”. “Агата” появлялась на Центральном телевидении. Программа “Чертово колесо” (была когда-то такая передача на Российском ТВ) сняла нам первый клип – “Наша правда”. Съемки прошли в музее им. Ленинского комсомола города Свердловска. К своему стыду и сожалению, имени режиссера не могу вспомнить. Потом был клип “Вива, Кальман!”, снятый силами программы “Взгляд”. Режиссером был Андрей Разбаш – огромное ему за это спасибо. И такое же спасибо Марине Лозовой, музыкальному редактору тогдашнего “Взгляда”, которая абсолютно бескорыстно “толкала” нас во все передачи”.
1990
“Он был переломным для нас в музыкальном отношении. После “Второго фронта” и “Коварства и любви”, чтобы не зациклиться, нам пришлось коренным образом ломать себя, в результате получился альбом “Декаданс”. От бурной фееричности мы перешли к некой задумчивой и небурлящей музыке”.
1991
Глеб: “На фестивале молодых европейских групп “Open du Rock” во Франции мы получили Гран-При, десять тысяч франков и огромную бутылку виски. Было странно – находиться в Бургундии, каждый день пробовать лучшие французские вина, а в подарок получить какое-то американское виски, которое мы потом пили три дня, щедро угощая соседей по гостинице и самолету… Здесь же, на родине, мы в этот год прозябали. Это были как раз времена “Ласкового мая” - эпоха “фонограммного диско”, когда интерес народа от рока, от живой музыки резко качнулся в сторону “попсы”. Тем, кто не успел стать суперзвездами в конце 80-х, пришлось несладко. Хотя и для “звезд” (“ДДТ”, “Алисы”, “Наутилуса”), наверное, тот период тоже был не самым удачным, но тем не менее они были любимы и уважаемы. Мы же не успели сплотить вокруг себя своих слушателей”.
1992
“Положение вещей нас не устраивало, и накопившееся недовольство как-то очень энергично и агрессивно выплеснулось в альбоме “Позорная звезда”. Первым этот альбом приняли питерцы, а потом он стал потихоньку расходиться по стране”.
1993
“Позорная звезда” завоевывала все больше поклонников, “Агата Кристи” часто ездила с концертами в Питер, участвовала в различных фестивалях.
1994
Этапный для группы год. Началось сотрудничество с продюсерами из центра “RISE MUSIC”, организовавшими серьезный промоушн последнего альбома благодаря крупному финансовому вливанию спонсоров – фирмы “Росремстрой”. Вадим: “С зам.. генерального директора “Росремстроя” мы вместе учились, вместе работали в стройотрядах. Так что отношения – внемузыкальные”. К концу года группа перебралась из Екатеринбурга в Москву. Глеб: “До сих пор каждый Новый год мы ждем того, чего ждали все детство – “Голубого огонька”, поздравления Брежнева, Деда Мороза и утреннюю шоколадку в валенке. Когда мы переехали в Москву, оказалось, что никакого Брежнева здесь уже нет, в Кремль мы не попали и шоколадок в валенок нам никто не кладет…”
1995
Выходит альбом “Опиум”. Специально для его раскрутки на радиостанциях выпущен сингл с четырьмя песнями, по телевидению “крутятся” клипы “Сказочная тайга” и “Опиум для никого”. Пышная презентация альбома состоялась в Совинцентре, затем “Агата Кристи” представила новую программу широкой публике в Москве (ГЦКЗ “Россия”) и в Санкт-Петербурге (ДС “Юбилейный”). Московские концерты сопровождал концептуальный видеоряд, демонстрировавшийся на огромных экранах-“антарексах”. А в Петербурге этакого бешеного успеха рок-группы не помнили давно – битком набитый зал, хоровое народное пение хитов, девочки-поклонницы… Подобного не ожидали даже сами музыканты. Весной-летом группа совершает грандиозный “живой” тур по России, собирая аншлаги во дворцах спорта. Глеб: “Мы очень много концертировали и совсем обалдели к 1996 году…”
1996
“Агата Кристи” получила “Овацию” за 1995 год как лучшая группа и выдвигалась на другую премию – “Звезда” – как лучшая рок- и поп-группа. Ежемесячно коллектив дает по 10-15 концертов. А летом приступает к записи “Урагана”.
1997
Вышел альбом “Ураган” – и вызвал разноречивые оценки, о которых подробно см. далее (О безосновательных обвинениях и обоснованных отзывах). Глеб: “Год мы провели в борьбе – с самими собой и с мнением, которое вокруг нас сформировалось”. На песню “Два корабля” зимой сняли клип. Глеб: “Съемки проходили в московском дельфинарии: посреди бассейна подвесили небольшую платформу, согнали на нее всю группу, и добрый режиссер Виктор Конисевич около четырех часов заставлял нас на ней стоять. На все призывы: “Витя, все равно пауза, ну дай мы на берег сойдем!” – никто не реагировал. Платформа себе качается, а равновесие надо постоянно удерживать, чтобы в бассейне раньше времени не искупаться среди дельфинов. Наиболее сердобольные товарищи иногда подплывали к платформе, давали очередную сигарету в зубы – и все. Но Конисевич считал, что это вредно, потому что клип должен был быть трагическим – значит, надо добиваться трагедии на лицах музыкантов”. Весной “Агата Кристи” получила приз как самая “продаваемая” российская группа на церемонии “World Music Awards” в Монте-Карло. Глеб: “Получила – и уехала. Присутствие Хулио Иглесиаса и Микки Рурка никоим образом на нас не отразилось. Единственно, что было непонятно – почему мы их знаем, а они нас нет”. Вернувшись, “Агата” сняла клип “Моряк” по сценарию Ренаты Литвиновой, который был запрещен к показу на ОРТ как “негативно влияющий на психику зрителя и не соответствующий имиджу общенационального канала”. Глеб: “Мы сами не можем объяснить, что руководство канала имело в виду, так как считаем, что клип “Моряк” самым благотворным образом влияет на психику. Как, впрочем, и все наше творчество”.
1998
Год 10-летнего юбилея группы. Начался с интенсивной подготовки к проведению концерта в честь Дня Рождения коллектива. Внимание всевозможных радио и телепередач к “Агате Кристи” в связи с предстоящим празднованием оказалось столь огромным, что 20 февраля в День Рождения группы радио “Максимум” в своем поздравлении в эфире заявило, что за последнюю неделю количество пребывания “Агаты” в эфирах различных каналов оказалось большим, чем за все предыдущие годы вместе взятые, а утренняя информационная программа канала ОРТ по собственной инициативе сочла необходимым присоединиться ко всем поздравлениям, ранним утром поздравив группу с 10-летием в своем прямом эфире. 21 февраля в честь юбилея “Агата Кристи” сыграла в СК “Олимпийский” свой уникальный юбилейный концерт, включив в него все свои лучшие песни за 10-летнюю историю творчества. Концерт продолжался около 2-х часов и сопровождался непрекращающейся истерикой битком набитого зала стадиона. Многотысячный хор вместе с музыкантами пел все без исключения песни, огромная трибуна буквально “стояла на ушах”. По окончании выступления группе пришлось несколько раз выходить на бис, зал не отпускал артистов даже при достаточно длинной паузе по окончании выступления. Этот концерт был ознаменован еще двумя событиями – впервые в истории СК “Олимпийский” удалось добиться разрешения на организацию “танцевального” партера и таким образом избавиться от никчемных на такого рода концертах рядов кресел. А еще – это грандиозное и уникальное представление было зафиксировано для видеоверсии творческой группой Программы А и режиссером Сергеем Антиповым. Инициатива создания видеоверсии принадлежит самой группе. Съемка на этот раз велась в первую очередь для создания видеокассеты для домашнего просмотра, а не для эфира, что предполагало изначально очень высокие требования по качеству визуальной картинки и звука. Аудиотрек концерта записывался на специальную передвижную тон-студию. Это позволило помимо видеоверсии концерта, которая вышла на видеокассетах ровно через 3 недели, выпустить к лету CD “10 лет жизни”, представляющий сокращенную по времени live-версию. Юбилей помимо Москвы был отмечен подобными специальными концертами в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Летом группа приступила к работе над новым альбомом “Чудеса”. В сентябре альбом был практически готов, но “чудеса” августовского кризиса 98-го не обошли стороной музыкантов и выпускающие компании. Выпуск альбома пришелся на начало декабря. Чуть раньше режиссер Виктор Конисевич снял клип на песню “Ковер-вертолет” из нового альбома, которая к моменту выпуска пластинки уже вовсю крутилась в эфирах практически всех радиостанций. С выпуском “Чудес” было связано начало дружески-партнерских отношений с недавно открытым каналом “МТВ-Россия”, который свой первый специальный уик-энд посвятил группе “Агата Кристи” и приурочил его к релизу нового альбома. В лице канала “МТВ” у группы впервые за несколько лет появилась внимательная, профессиональная и постоянная поддержка в сфере развлекательных музыкальных средств массовой информации.
1999
Год, по большей части, прошел в гастролях и концертах. Весной состоялся большой тур с группами “Алиса” и “БекХан”. (С “Алисой” это была уже не первая длительная совместная концертная поездка. Первый тур состоялся в конце 1997 года). А в сентябре “Агата” отправилась на поезде в составе молодежной неполитической акции “Да!”. Тур длился более 2-х месяцев с небольшим перерывом в октябре. И в этом поезде “Агата” начала писать песни для нового альбома “Майн Кайф?”. По возвращении в Москву сразу приступили к записи. “Майн Кайф?” как и предыдущий альбом “Чудеса” группа записывала на своей “домашней” цифровой студии. Новогодние праздники лишь на короткий промежуток времени “заставили” приостановить интенсивную студийную работу. В ноябре у группы появился еще один клип на песню “Дорога паука” из альбома “Чудеса”. Клип знаменит тем, что создавался совместными творческими усилиями начинающих режиссеров Глеба Орлова и Алексея Муравьева и автора песни Глеба Самойлова. Результат превзошел все ожидания: помимо присвоенного “титула” “Эксклюзив” на канале МТВ-Россия и горячей ротации, клип к Новому Году занял первое место в “Русской Десятке” МТВ и держал его в течение месяца. О мешках писем голосующих фанатов группы на МТВ до сих пор ходят легенды. При этом одноименную песню не взяла в ротацию ни одна московская FM-станция. Канал ОРТ не допустил к эфиру “Дорогу паука” за депрессивный характер песни.
2000
1 января закончился период сотрудничества с продюсерской группой корпорации “RISE-LIS’S”. Все первое полугодие было посвящено работе над новым альбомом “Майн Кайф?”. В конце апреля был снят клип на песню “Секрет”. Автором сценария выступил Глеб Самойлов. Режиссеры – Глеб Орлов и Алексей Муравьев. Премьера клипа состоялась в мае на канале МТВ с присвоением категории “Эксклюзив”. Альбом “Майн Кайф?” вышел в начале июля. Выпуску пластинки предшествовала крупномасштабная промокампания на канале МТВ-Россия, создавшем серию оригинальных эксклюзивных программ, посвященных новому альбому. К дате выхода диска был приурочен Special-Day “Агаты Кристи” на МТВ. Помимо альбома в проект “Майн Кайф?” решено включить серию максисинглов, дополняющих и расширяющих основной материал. Максисингл № 1 “Секрет” был выпущен незадолго до альбома. Он содержит основную версию песни “Секрет”, ряд ремиксов и видеоклип на нее. Кроме того, на диске обязательно присутствует песня не вошедшая в альбом, но имеющая к нему непосредственное отношение. В первом максисингле – это песня “Никогда” и ремикс на нее. Авторами всех ремиксов выступили сами авторы песен – братья Самойловы. Осенью “Агата Кристи” подготовила новый клип “Выпить море”. Этот видеоролик создан целиком усилиями самой группы. Идея, режиссура, монтаж принадлежит братьям Самойловым. Глеб: “Все большую и большую самостоятельность и самонадеянность являют миру братья Самойловы. Мало того, что идея и режиссура их нового клипа (вплоть до костюмов) принадлежит им, они набрались наглости еще его снять и смонтировать. Клип на песню “Выпить море” являет собой наглядную агитацию “как это, собственно, делается” (в смысле “моря”). Братьям так понравилось видеть себя в классических костюмах, что, очевидно, это станет их новым имиджем для концертной версии альбома “Майн Кайф?””. В настоящий момент готов к выпуску Максисингл № 2 “Выпить море” с песней “Выпить море”, с песней “Ползет”, не вошедшей в альбом, несколькими ремиксами на эти произведения и с двумя видеотреками – клипом “Выпить море” и эксклюзивной live-видеоверсией песни “Ползет”, записанной на концерте-Дне Рождения, посвященном 30-летию Глеба Самойлова. Все ремиксы как и на первом диске созданы самостоятельно. (Автор – Глеб).