Почти 10 лет назад весь мир бы потрясен выходом на экраны "Призрака в доспехах", фильма, совершившего революцию в японской аниме-индустрии. Режиссер Мамору Осии мастерски соединил компьютерную графику и анимационные традиции для того, чтобы отдать должное торжеству жизни, любви и... роботам. Американские критики не только поняли, но и сделали этот мультфильм модным. Благодаря им кассовые сборы в США намного превысили доходы от проката в родной Японии.
Со времен "Акиры" ни одно из творений японских аниматоров не пользовалось такой бешенной популярностью в Голливуде. Братьев Вачовски "Призрак" вдохновил к созданию трилогии "Матрица", а Квентина Тарантино - остановить свой выбор на студии Production I.G., которая нарисовала аниме-вставки для первой части "Убить Билла". Более того, бесспорно, "Призрак" стал основой успеха для "Унесенных призраками", которые в 2003 году были удостоены премии Оскар как лучший полнометражный анимационный фильм (трудно вспомнить чтобы критики также восторгались "Службой доставки Кики"). "Призрак в доспехах" не просто приоткрыл для Аниме дверь на Запад, он вышиб эту дверь напрочь.
Понятно, что почитатели "Призрака", затаив дыхание, ждали, когда студия Мамору Осии выпустит продолжение. Чтобы удержать зрителя Production I.G. уже без участия Осии создает сериал "GITS: Stand Alone Complex", но даже фантастические модели не смогли оторвать зрителя от мысли что это уже совсем не "Призрак в доспехах" Мамору Оcии. А между тем Осии успел поразить общественность своим режиссерским дебютом в игровом кино, сняв не особо блистательный "Авалон". Но фантастический триллер, полностью снятый в Польше с польскими актерами, все же был признан выдающейся работой японца. "Авалон" остается отличным примером смешения анимации, компьютерной графики и актерской игры. Хотя, если честно, ему недостает той потрясающей энергетики, что заставляла зрителей смотреть "Призрака" с широко раскрытыми от удивления глазами. Наверное, в этом и заключалась неудача Мамору.
Приступив к работе над созданием продолжения "Призрака" - фильмом "Невинность" ("Innocence"), Осии вновь вернулся к привычной работе: к тем же источникам (манга Масамуне Широ), к тем же героям (Бато, Мотоко, Тогуса), к исследованию тех же конфликтов (человек и машина). Оcии возвратился к тому, что он оставил 10 лет назад.
Помня о провале первого "Призрака" в Японии, продолжение назвали созвучно с названием популярной в Японии песни. В действительности название "Innocence" - связано с именем, точнее, с сайтом известного поп-идола Shigesato Itoi, www1101.com. Цитата Итои использовалась в качестве тэглайна в японском прокате.
Во многом фильм не похож на предыдущую часть. Тем не менее, он не может кардинально отличаться от "GITS". Если "Призрак" снят в голубых и зеленых тонах, то в "Невинности" преобладают блеклые, приглушенные коричневые и огненно красный. Даже изображение городского ландшафта, кажется, нисколько не сочетается с изначальным. Нет больше той притягательной атмосферы, город словно лишен прошлого. Бато опоясывается различными инструментами и надевает свой плащ, в котором сразу становится похож на искусно разукрашенный Студебекер. Герои мультфильма изъясняются на старомодном языке, что делает их похожими на синтоистских монахов. На протяжении всего фильма звучит меланхоличный джаз, помогающий понять боль которую испытывает Бато, потеряв Мотоко.
Сюжет "Невинности" достаточно прост. Бато, следователь отдела по борьбе с преступными и террористическими сообществами, распутывает жестокое убийство. Кукла-гуманоид прикончила своего хозяина и раскромсала несколько полицейских. Бато настигает полураздетую куклу, которая умоляет помочь ей. Проникнув в сеть Нингё Цукаи, неизвестный вирус заразил всех кукол, которых использовали для увеселения киборгов. С исчезновением Мотоко, Бато и Тагуса отправляются на поиски хакера, известного под именем Ким (озвучивает Наото Такенака, сыгравший Томио Аоки в комедийном фильме "Давайте потанцуем").
Стиль изложения Мамору Осии кардинально отличается от сказочного повествования отца аниме Хаяо Миядзаки. В "Невинности" это проявляется с еще большей силой. Постоянные эксперименты с последовательностью эпизодов и ломаный сюжет дали режиссеру возможность поэтизировать взаимоотношения между людьми и машинами.
Сам по себе сюжет вторичен. Нельзя сказать, что фильм лишен эмоциональности. Одна из наиболее трогательных сцен изображает Бато, сидящего дома со своей собакой (бассет хаунд - талисман не только фильма, но и самого режиссера). Бато кормит собаку, садится рядом и пьет пиво. Включая подобные эпизоды, Осии наделяет Бато человечностью, которой порой так не хватает героям подавляющего большинства современных фильмов. Бато-человек, прибывающий в своем личном замкнутом пространстве. Анализируя тему одиночества, Осии продолжает традицию, заложенную такими картинами как "Таксист" и "Самурай". Но некоторые сцены просто ласкают взгляд, не вызывая про этом никаких эмоций кроме скуки. Эпизод с китайским парадом, более похожим на шествия в Нью-Йорке, устраиваемые магазином Мэйси, не дает и намека на то, что фильм собирается продолжаться. Он создает впечатление, что на этом все и заканчивается. Тем не менее, последовательность образов захватывает дух.
Фильм не просто отличается великолепной анимацией, но и поразительным симбиозом изображения и звука. В этом и заключается его абсолютная мощь. Осии создал фильм в духе Хичкока и Брессона, для которых кино было смешением музыки и живописи. Японец снял безупречное кино, то, что невозможно воспроизвести в комиксах, обыграть в телевизионных шоу или романах. Он доказал, что является не просто художником, а признанным мастером кинорежиссуры.
Критиков, пишущих о научно-фантастических фильмах стоит уберечь от попыток сравнения с "Бегущим по лезвию бритвы". Такие сопоставления - незаслуженны и недостойны, они создают впечатление, что Ридли Скотт - нерушимый, неиссякаемый источник вдохновения для многих. Подобные сравнения могут лишь проявить неуважение к тем режиссерам, которые заимствуют некоторые идеи из его фильма.
Более того, это сравнение, став заезжанным штампом, сведет все попытки сопоставления к минимуму. Да, можно это сказать без натяжки, "Невинность" похожа на "Бегущего по лезвию бритвы". Голливудские фильмы-нуар, религиозные образы, куклы и роботы. Сравнение настолько очевидно, и, с другой стороны, настолько мнимо и поверхностно, что абсолютно бессмысленно зацикливаться на нем. Более того, возникает чувство, что даже если бы "Бегущий по лезвию бритвы" никогда не был бы снят, "Невинность" Мамору Осии получилась бы именно такой, какой она получилась.
Готовый в юности посвятить себя служению вере (Осии собирался стать священником), режиссер наполнил фильм зданиями, напоминающими готические соборы, а тема кукол у Осии - очевидная дань национальной культуре. Ежегодно 3 марта в Японии проводится Фестиваль кукол (Hina-matsuri - Хина-мацури). Это лишний раз доказывает, что в стране восходящего солнца куклы - особый культ, пласт культуры. По словам Мамору, многие образы, встречающиеся в "Невинности" - это образы и воспоминания из детства. Хотя, стоит отметить, что роботы стали символом Японии совсем недавно.
Итак, после 10-летнего ожидания, "Невинность" выйдет в прокат в США осенью этого года. С логотипом компании Дисней и под названием "Призрак в доспехах 2". Если Осии когда-нибудь и соберется снять продолжение, следующие 10 лет будут стоить того, чтобы его дождаться.