Что такое киберпанковское движение?
1. Что такое киберпанковская литература.
Киберпанковскя литература, как таковая, существовала и до того, как для ее определения стали применять термин "Киберпанк". Все началось с самиздатовского журнала Брюса Стерлинга (Bruce Sterling) "Дешевая правда" ("Cheap Truth"). Там, под псевдонимами, печатались такие авторы, как Стерлинг, Ракер (Rucker) и Ширли (Shirley). Свои работы они противопоставляли мэйнстриму научной фантастики тех лет. Кстати, те, кто имеют желание ознакомиться с оригиналом, могут скачать "Cheap Truth" FTP сервера в директории "etext. archive.umich.edu:/pub/Zines/CheapTruth".
Киберпанковская литература в основном нацелена на людей, вращающихся в технократической культурной "системе". В киберпанковских рассказах герой живет обыкновенно в мрачной обстановке - это "система", которая подавляет жизнь "обыкновенных" людей. Как правило - это тоталитарное правительство, могущественные корпорации или общество религиозных фанатиков. "Система" обладает развитыми технологиями (даже уже сейчас положение в реальном мире пугает некоторых людей). Особенно развита информационная технология (компьютеры, средства массовой информации), которая заставляет людей поверить, что им живется хорошо, хотя это далеко от истинного положения вещей. Очень часто эти технологизированные "системы" прибегают к перестройке самого человека, популяризируя и широко используя такие "части" человеческого тела, как мозговые импланты, протезированные конечности, клонированные или генетически спроектированные органы и так далее. Люди, живущие в этом обществе, сами становятся частью "Машины". Это и есть "кибернетический" аспект киберпанка.
Тем не менее, в любом обществе всегда существуют люди, которые не вписываются в рамки "правильного" гражданина - это преступники, изгои, люди не от мира сего или просто те, кто хочет жить по-своему. Киберпанковская литература фокусируется именно на таких людях и на их противоборстве с "системой", притом зачастую все заканчивается отнюдь не хэппи эндом. Это "панковский" аспект акиберпанка.
Лучшие киберпанковские вещи выделяются среди других работ с похожими темами своим особым стилем. Их мир урбанизирован, выдержан в темных тонах и очень пессимистичен. Читатель сразу, без подготовки, погружается в этот другой мир со всеми ежедневными проблемами и передрягами. У людей, живущих в этом мире, часто присутствует чувство моральной неопределенности, и обыкновенное противоборство с "системой" (сломать ее или просто остаться в живых) не делает главного персонажа "героем" или "хорошим" в традиционном смысле этого слова.
2. Что такое киберпанковская субкультура.
Под влиянием киберпанковской литературы, примерно в середине 80-х, некоторые группы людей стали причислять себя к киберпанкам потому, что они правильно подметили, что описанная модель фантастической "техно-системы" постепенно стала проявляться в Западном обществе уже тогда, и поэтому они стали отождествлять себя с героями киберпанковских рассказов. В последнее время средства массовой информации ухватилась за это и стали широко применять термин киберпанк.
Так среди киберпанков выделяют следующие подгруппы:
a. Хакеры (hackers), крэкеры (crackers) и фрикеры (phreaks).
Хакеры - это "волшебники" компьютерного сообщества. Люди, которые глубоко понимают как работают их компьютеры и могут сделать при помощи них поистине "магические" вещи.
Крэкеры - реальные "ковбои клавиатур" из киберпанковской фантастики. Они взламывают компюьтерные сети без ведома их владельцев, ради незаконной прибыли или просто ради удовольствия, с целью показать свое мастерство. Фрикеры - это те, кто делают подобные вещи с телефонными системами, ищут пути, чтобы обмануть телефонные компании и не платить за переговоры, а также делают различные хитроумные телефонные примочки.
Все три группы используют компьютерные и телекоммуникационные технологии для удовлетворения своих собственных целей.
b. Киберпанки (cyberpunks). Эти люди думают, что лучший способ борьбы с "системой" - это шифрование и шифровальные системы. Они верят, что широко распространенное использование крайне сложных для взлома систем может создать "районы уединения", куда "Система" не сможет добраться.
c. Рэйверы (ravers). Они используют синтезированную и сэмплированную музыку, сгенерированные на компьютере психоделические (киберделические) световые эффекты, а также синтезируют наркотики для оттяжных танцев на всю ночь и фак-сейшенов в заброшенных складах.
Однако киберпанк киберпанку рознь. Киберпанком может назваться какой-нибудь несносный тинейджер, который немного поднаторел в компьютерах или, вообще, человек с улицы, которого прикалывает имидж киберпанка. Это заставляет многих людей смотреть на самозванных киберпанков в негативном свете. Также есть те, кто утверждают, что термин "киберпанк" нельзя применять к людям, занимающимися компьютерами (что в некотором смысле так и есть, если говорить о ламерах и отступниках) и возмущаются, что средства массовой информации используют этот ярлык потому, что это, на их взгляд, смахивает на обыкновенную циничную базарную брань.
3. Что такое "киберпространство".
Как оно связано с нынешними "сетью" и "виртуальной реальностью".
Насколько мне известно, термин "киберпространство" ("cyberspace") в первый раз был использован Вильямом Гибсоном (William Gibson) в его рассказе "Burning Chrome". Там Гибсоном впервые были описаны люди, использующие устройства, названные "киберконсоли" ("cyberdecks"), для замены нормальных органов восприятия на сенсорный интерфейс, позволяющий подключить свой мозг на прямую к компьютерной сети. Человек, подключившийся к сети подобным образом, считался находящимся в "киберпространстве". Также можно сказать, что, хотя сама идея и принадлежала Гибсону, но более детальное описание "киберпространства" дал Вернoр Винге (Vernor Vinge) в рассказе "настоящие имена" ("True Names"). Если говорить о реальных вещах, то "киберпространство" это метафорическое "место", где "оказывается" любой, подключившийся к мировой компьютерной сети.
Конечно, многое в представлении Гибсона о киберпространстве - абсурд, но когда-то и "Наутилус" Жюль Верна казался фантастикой, поэтому, несомненно, некоторые из замыслов писателя являются предпосылками для развития новых компьютерных технологий. Уже сейчас слово "киберпространство" начало потихоньку вписываться в современную лексику для обозначения недавно появившейся всемирной компьютерной сети (особенно по отношению к Интернет).
Также, многие исследователи компьютерных технологий в области "виртуальной реальности" пытаются воплотить в жизнь что-то похожее на информационное пространство в представлении Гибсона. Поэтому термин "киберпространство" также используется для обозначения сгенерированной компьютером виртуальной окружающей среды, даже если она и не является "частью сети".
4. Киберпанковские книги.
Сейчас я хочу познакомить вас с коротким списком лучших из опубликованных киберпанковских работ. Нужно заметить, что некоторые вещи, написанные до 1980, также можно отнести к "киберпанковским", либо по сходной стилистике - "Гравитационная радуга" ("Gravity's Rainbow") Пинчона (Pynchon), либо по похожему сюжету "Shockwave Rider" Брюннера (Brunner), "Сверхновая" ("Nova") Делани (Delany).
В романе Вильяма Гибсона "Нейромант" ("Neuromancer"), повествуется о крэкере, оперирующем в киберпространстве, и наемном убийце, использующем кибернетические технологии будущего. При этом все замешено на мистике, что в принципе не очень-то характерно для киберпанка. Эта книга получила такие премии, как Небьюла, Хьюго, П.К. Дика и Дитмара. и один фантастический роман до этого не был удостоен всех этих наград. Также Гибсон написал два продолжения: "Отсчет на ноль" ("Count Zero") и "Перегруженная Мона Лиза" ("Mona Lisa Overdrive").
Гибсон также опубликовал сборник коротких рассказов "Burning Chrome", который содержал три истории в духе "Neuromancer'а", а также несколько других, среди которых можно выделить "Зимний рынок" ("Winter Market") и "Побоище" ("Dogfight").
Также Гибсон написал "Виртуальный Свет" ("Virtual Light"), действие которого происходит в ближайшем будущем - технологии этого мира пришли в упадок. Хотя это не характерно для жанра, но сама концепция романа выдержана в традиции киберпанка.
Сборник Брюса Стерлинга "Кристальный экспресс" ("Crystal Express") содержал короткие рассказы о "механистическом" будущем человечества и "пост-человечества". Такие, как "Зеленые дни в Брунее" ("Green days in Brunei"). Рассказы содержат части сюжета, который Стерлинг в последствии реализовал в "Островах в Сети" ("Islands in the Net"). Мир его рассказов настолько реалистичен, что можно провести параллели с будущим нашего собственного мира. Это ярко показано в новелле "Раскольничество" ("Schismatrix"), выдержанной в духе "механистического" будущего, но так и не напечатанной.
Стерлинг был редактором книги "Отражения: антология киберпанка" ("Mirrorshades: A Cyberpunk Anthology"), которая содержала рассказы многих авторов. Конечно, там было много сомнительного киберпанка, но были и настоящие жемчужины, как "Отражение Моцарта" ("Mozart in Mirrorshades").
Гибсон и Стерлинг совместно написали новеллу "Машина для вычисления разности" ("Difference Engine"), которую кое-кто назвал "паропанк" ("steampunk"). В сюжете этой новеллы чередовались темы, присущие киберпанку и вставки из жизни 19-го века, где Бэббидж (Babbage) разрабатывал технологию механического вычисления.
"Лавина" ("Snow Crash") Нила Стефенсона (Neal Stephenson) превратила киберпанк в угарный стеб - по другому это назвать никак нельзя, так как по сюжету этого рассказа мафия занималась доставкой пиццы, а главного героя зовут Hiro Protagonist, что по-русски звучит, примерно, как Гера Героев.
Ларри Маккаффери (Larry McCaffery) был редактором антологии "Storming the Reality Studio", которая содержала отрывки из киберпанковских вещей, беспристрастные критические статьи - по-настоящему хорошая библиография.
Также стоит отметить несколько других работ:
"Жестко связанные" ("Hardwired") Уолтера Джон Вилльямса, (Walter Jon Williams) повествует о двух контрабандистах, которые решаются пробраться на орбитальную станцию корпорации, которая контролирует их мир.
В "Голосе урагана" ("Voice of the Whirlwind") того же автора, клонированные солдаты пытаются выяснить, что стало с их "оригиналами".
Роман "Игроки с подсознанием" ("Mindplayers") Пэта Гэдигана (Pat Gadigan) рассказывает о тренировках и жизни "игроков с подсознанием" - психотерапевтов будущего, которые "путешествуют" с другими людьми в "пространство", созданное на основе мыслей пациента, для того, чтобы скорректировать их подсознательные реакции.
Герой романа Грега Беа (Greg Bear) "Музыка крови" ("Blood Music") - генетик, модифицирует несколько своих кровяных клеток, делая их мыслящими и, притом, с человеческим уровнем интеллекта.
Также можно порекомендовать поискать не печатавшиеся киберпанковские работы: "Раскольничество" ("Schismatrix") Брюса Стерлинга и "Цветы вакуума" ("Vacuum Flowers") Майкла Сванвика (Michael Swanwick).
5. Киберпанк на телевидении и в кино. Несколько слов о фильмах, снятых на основе рассказов Гибсона.
Телевидение представляет нам довольно мало настоящих киберпанковских фильмов. Среди них можно выделить сериал "Max Headroom", который был очень насыщен киберпанковскими концепциями. Также был снят несколько растянутый сериал "Дикие пальмы" ("Wild Palms") с "киберпространством", зловещими корпорациями и героем одиночкой на основе творчества Вильяма Гибсона.
В середине 90-х были выпущены несколько телевизионных фильмов, основанных на романах серии "Тэк" Вильяма Шатнера (William Shatner). есмотря на то, что там присутствовали традиционные элементы киберпанка, типа путешествий в киберпространстве, эти фильмы не представляли из себя ничего другого, кроме как полицейские истории, где "хорошие" парни преследуют "плохих". Были сняты "Войны Тэк" ("TekWar"), "Лорды Тэк" ("TekLords") и "Лаболатория Тэк" ("TekLab"). Кстати, основая линия сюжета "Лордов Тэк" очень похожа на сюжет "Лавины".
"Бегущий по лезвию бритвы" ("Blade Runner") считается классическим киберпанковским фильмом. Как заметил Гибсон, мир этого фильма соответствует его видению урбанистического будущего в книге "Neuromancer". Если вам интересно, то много любопытных материалов по этому фильму, можно найти на FTP сервере "rtym.mit.edu: /pub/usenet/news.answers/movies/bladerunner-faq".
Также есть несколько других фильмов, которые можно считать киберпанковскими: "Чужой" и его продолжения, первый и второй "Газонокосильщик", оба "Терминатора", "Беглец" ("Freejack"), "Когда наступит конец света" ("Until the End of the World"), "Вспомнить все", а также глуповатые "Электрический человек" ("Circuitry Man") и "Буйное помешательство" ("Brainstorm").
Также, компанией Mystic Fire Video был снят часовой документальный фильм "Киберпанк", который содержит интервью с Гибсоном, а также рассуждения о будущем сети.
А сейчас несколько слов насчет фильмов, снятых по романам Гибсона.
Когда компания "Cabana Boys Production", покупала права на выпуск компьютерной игры "Neuromancer", не все права автора были соблюдены, поэтому на фирменной коробке с игрой можно было прочитать надпись: "скоро выйдет одноименный фильм от Cabana Boys Production". Сейчас все права возвращены Гибсону, и он в данный момент пишет сценарий к фильму.
Также, снимается фильм, по короткому рассказу Гибсона "Johnny Mnemonic" - он должен выйти примерно в начале 1995 года (прим. переводчика: в оригинале данный текст датируется 1994 годом). Гибсон написал сценарий и был консультантом режиссера Роберта Лонго.
В скором времени планируется снять фильм по "Отелю Новая Роза'" ("New Rose Hotel"), а также Гибсон задумал снять короткий (15 минут) фильм в Британии, по своему рассказу "Вселенная Гернсбэка" ("The Gernsback Continuum").
Вильям Гибсон также написал один из многих пробных сценариев к третьим "Чужим". Как ему и характерно, всего лишь одна деталь из его сценария сделала бы фильм мрачным и крутым - на затылках заключенных выжжен штрих-код. Конспект сценария Гибсона, включая инструкции по съемкам фильма, можно найти на сервере "rtym.mit.edu:/pub/usenet/news.answers/movies/alien-faq/part3".
6. Что такое "Агриппа" и где ее найти?
"Агриппа: Книга мертвых" ("Agrippa: A Book of the Dead") текстовой компонент творческого проекта, написанный Вильямом Гибсоном в 1992 году. Гибсон написал полуавтобиаграфическую поэму, которую он записал на компьютерный диск. В законченном виде все это выглядело так: на экране появлялся текст, оформленный в виде гравюры (дизайном проекта занимался Деннис Эшбаух (Dennis Ashbaugh)), затем он менялся на другой, притом выглядело это как проявление фотографии, затем еще один и так до конца, пока последний экран не "засвечивался". Также "текст" поэмы, после прочтения, автоматически стирался с диска - то есть, его можно было прочитать один раз.
В сети мнения о этом проекте были различные, от "Довольно интересная концепция. Это бросает вызов нашему традиционному представлению об 'исскусстве, до "Гибсон сделал поделку на потребу толпе" и "Гибсон неплохо зашиб деньгу на этих "ценителях" искусства, которые купились на его авантюру".
Естественно (некоторые могут сказать, что это так и задумывалось Гибсоном), кто-то набил текст "Агриппы" и поместил его в Интернет. Если вам интересно, то ее можно найти по адресам: "english-server.hss.cmu.edu:/English Server/Fiction/Gibson-Agrippa" или "bush.cs.tamu.edu.:/pub/misc/erich/agrippa".
7. Киберпанковская музыка.
Существует спор о том, что такое настоящая "киберпанковская музыка". Считать ли таковой музыку, навеянную киберпанковскими темами, или это та музыка, которую будут слушать люди в "киберпанковском будущем"? Те, кто говорит, что киберпанковская музыка уже существует, обыкновенно говорят, что быстрая, синтезированная и сэмплированная музыка такая, как техно, рэйв и индастриал и есть "киберпанк".
В конце 1993 года Билли Айдол (Billy Idol) выпустил альбом, названный "Киберпанк", который привлек общественное внимание. Альбом с коммерческой точки зрения оказался неудачным и подвергся нападкам критиков. По этому поводу Билли дал несколько заявлений по сети, поэтому базируясь на двух из них, которые кажутся искренними, можно сказать, что это был неудачный эксперимент, и что он просто хотел вписаться в "киберпанковскую сцену". Тем не менее, насмешки и обвинения в коммерциализации сыпались на него еще очень долго.
Напоследок хочу сказать еще несколько слов. Если вы заинтересовались киберпанковской культурой, то большое количество материалов (книги, музыку и т.д.), можно найти на сайте Cyberpoet's Guide to Virtual Culture по адресу: "etext.archive.umich.edu:/pub/Zines/CyberPoet".
(C) Dan "Hyperion" Simmons
(C) Владимир "Chasm" Федоров - перевод