Нет, наверное, другого такого спиртного напитка, который вызывал бы столько противоречивых мнений, сколько со дня изобретения досталось изумрудно-зеленому абсенту. Одни черпали в нем вдохновение, другие от него же умирали, а третьи считают все это сказками и предпочитают его просто пить и расслабляться. В прошлом абсенту приписывалось немало мистических свойств, потом он был официально запрещен во многих странах мира, а теперь - занимает первые строчки хит-парадов модных напитков в столицах всего мира и за их пределами. В чем же причина такой скандальной славы?
Какие бы слухи и даже проверенные факты не появлялись об абсенте, он останется всего лишь напитком. Кстати, в 1981 году по решению Евросоюза абсент был легализован в странах Европы. За такую сложную жизнь, его просто нельзя не уважать.
Винсент Ван Гог был всецело предан абсенту. Современники Ван Гога свидетельствовали, что художник пил его регулярно. По докладам американских ученых, туйон положительно влияет на работоспособность, но его передозировка приводит к изменению восприятия цвета: человек видит все в желтых тонах. Собственно, именно желтый цвет - отличительная особенность работ Ван Гога. Кроме него, злоупотребляли этим напитком поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер и многие другие известные исторические личности. Это был поистине культовый напиток французской богемы во второй половине XIX века.
Однако что касается Ван Гога, то известно, что он страдал серьезными психическими расстройствами и кроме абсента не брезговал любым другим алкоголем, а однажды даже выпил скипидар, которым разводил краски. Пытаясь лечиться от эпилепсии, кстати, он употреблял препарат дигоксин, который, как и туйон приводит к "желтому" эффекту. Его знаменитая картина "Звездная ночь" с желтыми кругами вокруг звезд - типичный синдром отравления дигоксином. Абсент сделал многих просто алкоголиками, но тогда эта болезнь называлась абсентизмом. Его употребление считалось даже билетом в сумасшедший дом.
А начиналось ведь все вполне безобидно в 1792 году, когда доктор Пьер Ординьер обнаружил горькую полынь, дикорастущую на холмах маленькой швейцарской деревни. Изучив историческую литературу об использовании абсента в Древнем Риме, он записал собственный рецепт, и применял его как универсальное лекарственное средство. Этот напиток повышал аппетит, лечил общую вялость организма, несварение желудка, помогал при жаре и ознобе. Позже его стали добавлять в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. Тогда же за ним закрепилось название "Зелёная Фея" (La Fee Verte), живущее до сих пор. Через пять лет рецепт абсента попал к Генри-Луи Перно, который открыл первые заводы по производству абсента в Швейцарии и во Франции. Популярность полынной настойки резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, в первой половине 19 века. Французским военным выдавали его для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. В итоге, он прочно вошел во французскую армейскую жизнь.
Однако уже в войсках Северной Африки все чаще стали встречаться случаи параноидальной шизофрении, называвшейся "le cafard". И, когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой свое пристрастие к абсенту. Поскольку во время успешных войн этот батальон очень прославился, пить абсент на парижских бульварах стало модой. Эта золотая эра абсента, к сожалению, продлилась очень недолго. Поначалу считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, поэтому время между пятью и семью часами вечера называлось "l'heure verte" - зеленым часом. Такая традиция на ограничение этого не в меру крепкого напитка некоторое время защищала людей от злоупотребления. Но, вскоре вкус абсента почувствовали люди искусства, распространившие мнение, что он благотворно влияет на творческий процесс. Абсент полился рекой, а поэты и художники изображали его в каждом своем произведении, делая ему повсеместную рекламу.